Аркадий Шушпанов, «Камень без меча»

Mar 19, 2013 12:29

Куда же уважающей себя библиотеке без мнений о книгах? Попробую высказаться первым, со своей рецензией на книгу Аркадия Шушпанова (arckadiy) "Камень без меча". А там, надеюсь, и другие подтянутся.

Тропинками осеннего парка

Представим себе, что однажды Вам в руку навроде щенка ткнется рукоять прославленного Экскалибура. Представим себе, что ни Артур из Камелота, ни Алонсо Кихано не были выдумкой. Представим себе, что не были ни бредом, ни пустой фантазией и легионы самых разнообразных созданий, охотящихся на людей. И как же славно, что существует бессменная преграда на их пути. И отныне ты - часть этой самой преграды…


Множество миров Упорядоченного омывается магией, но существуют и иные, огражденные от проникающего мироздание волшебства. Один из таких миров защищает от попыток сил Хаоса разрушить преграду и впустить магию Орден Рыцарей Круглого Стола. Это - наша Земля.
Поколение за поколением Рыцари вступают в Орден, чтобы грудью вставать на пути нечисти, нежити и колдовства, пока однажды не иссякают силы и не опускаются руки. И - как завещано еще в Пятикнижии, - уже не усомнившимся, но новой поросли предстоит шагнуть в будущее. Поросли по имени Сашка Кукушкин - тучной, начитанной и не сказать, чтобы сильно боевитой. Сашку принимает в ученики сэр Ланселот, ни разу не лишенный сомнений и колебаний, но все же верный завещанному долгу. И Кукушкин учится, а тем временем мир и люди обращаются к нему неведомой стороной.

Что ж, это вполне городская фэнтези - причем большею частью; и батальная сцена в Камелоте не меняет соотношения. Примесей других жанров не видится. Затрудняюсь сказать, насколько на пользу роману пошло сочетание конспирологической фэнтези «есть рыцари с волшебными мечами, что берегут наш покой» с сюжетной канвой и персонажами «Летописей Упорядоченного». Собственно, ключевое допущение - существование меча Экскалибура о двенадцати гранях, которым сражаются против посяганий Хаоса, - вполне самодостаточно.

В целом же - говоря как о языке книги, так и о ее персонажах, о ее мироздании, даже о сквозных, символических метафорах, приходится поминутно приводить в пример осенний парк. Причем - в пору поздней осени, когда ветви хитроумными линиями очерчивают незримые судьбы, а ворохи все еще пестрых, хотя и пожухших отчасти листьев перешептываются под стволами и на дорожках.
Это касается языка. В стилистике нет слишком кошмарных ошибок, которые иные издательства повадились бережно сохранять в опусах начинающих по моде нового времени, но нет и спирающих дыхание прорывов и открытий. Читается достаточно легко, увлекает, хотя иногда кажется достаточно бедным по словарному запасу, а иногда благородно прихрамывает пунктуация.
Это касается и героев: вот он, несгибаемый Артур, успевший разочароваться в идеалах рыцарства, успевший придумать новый путь к победе… как, когда, чем он был потрясен и разубежден?.. вот он, Ланселот, впрочем, далеко не столь уж несгибаемый, а теплый, живой, ибо сомневающийся и страдающий… но постойте, ведь он вроде бы всего десять лет как рыцарь? или двадцать? или - сколько, раз уж он ходит в возлюбленных самой Нимуэ?.. вот он, Санчо, которого невесть как убеждают в существовании рыцарей, и уж подавно отчаялся представить, как заманили в ученичество… когда он успевает проникнуться верностью идеалам Ордена настолько, чтобы сражаться с бывшими рыцарями? в считанные недели?..
Автор дает хороший задел на довольно интересных персонажей, но как-то получается совсем сжато и спрессовано, и остается только гадать, что за листья легли к подножию этих образов…
Это касается и мира - он дан схематично в части Земли-Терры (от этого только сильнее царапают выглядящие натужными культурные аллюзии на расхожие брэнды вроде «Обители зла»), хотя тут это идет на пользу прежде всего повествованию: чего ж мы можем не знать о текущей реальности? Но и в части Внеземелья все выглядит довольно скромно, наверняка отсылая к циклу Перумова… а хорошо ли это - судить, скорее, поклонникам.
Это касается Броселианда, при виде которого (чаща миров-древ вокруг озер) я вдруг понял, почему мне кажется чуточку скованным сам роман, почему ему так трудно дышать, почему он иногда похож на одного человека, иногда - на другого… и почему в нем нету привкуса прозы Перумова, хотя Мироздание Упорядоченного вроде бы в наличии.
Автор - слишком хороший читатель, слишком большой ценитель фэнтези. Отсюда - привкус Амбера (поединок Тристана, тропа через Броселианд, да и сами рыцари), Нарнии (о, да сам Броселианд!), «Смерти Артура» (сам канон с двенадцатью рыцарями и прочее), а может, и незабвенного Ф.Х.Фармера с его Вселенной Властелинов…
Это касается и метафор. Прежде всего - пресловутого камня. Камень лежит на душе рыцарей, и вначале он кажется аналогом Грааля, но потом вырастает, и, в конце концов, узнав подлинную природу Меча и Камня, нам уже впору сравнить камень с твердью небесного диска, который неумолимо ложится на плечи защитникам человечества. Беда одна - символ обрисовывается, называется, но не дается нам в ощущениях и реакциях-поведении героев.
И все же - сравнение с осенним парком вполне закономерно. Книга обаятельна тем самым пряным обаянием осени. Книга задает серьезные вопросы и не отворачивается от ответов. Книга полна долгом и подвигом, которые остаются безвестными и не вознаграждаются. Книга, опять же, полна предательством, от которого некуда деться, и на которое не выходит закрыть глаза.
Книга, как ни крути, отнюдь не глупа.

Книга достаточно лаконична и по кругу лиц, и по хронике событий; тем не менее, у автора нельзя не отметить интересные находки - и школьного домового, и недомертвого рыцаря, и Ланселота. Удачной является и концовка: крупным планом нам дают этакую голову Уробороса, заглотавшего порядочную часть собственного хвоста. История начинается сызнова, молодыми ребятами, но в этот раз возле них не окажется сумрачный (не так чтобы уж демонический) Мэтр, и, возможно, есть шанс у Ордена. И есть шанс у Терры.
Субъективно - книга скорее понравилась. Сказывается общность круга чтения у автора и читающего, потому что то и дело ожидаешь, что данный намек развернется эпично и эпохально, но все, тем не менее, сохраняет гармонию целого.

Итог: книга порадовала выверенным балансом между стремлением сделать пеструю окрошку в духе многих нынешних фэнтезийных дебютов - и задачей создать достойное произведение об Упорядоченном. Взаимообогащение двух этих течений сделало роман интересным и более чем достойным прочтения.

рецензии

Previous post Next post
Up