Константин Тон: монотонный и многотонный

May 31, 2011 01:33




Архитектору Тону исполнилось 200 лет. В Академии художеств состоялась выставка, в Кремле прошла научная конференция, в продаже появилась книга о Большом Кремлёвском дворце. Но самым лучшим подарком зодчему стал вновь заложенный Храм Христа Спасителя, выстроенный когда-то по его проекту.

О характере Тона известно немного, но, судя по всему, человек он был неплохой. «Великий, страстный охотник до музыки» (и до женщин, между прочим), заботливый педагог (сорок лет преподавая, воспитал двести архитекторов); в эпоху повального казнокрадства выказывал себя экономом, был неприхотлив (долго ютился с сестрой в казённой квартире на Васильевском острове), сентиментален (около полупостроенного Храма Спасителя обливался слезами); наград и славы не искал (они сами его находили), славился демократизмом (когда его помощник Матвей Филиппов самостоятельно сделал проект укрепления одной из церквей, Тон лаконично ответил: «Молодец! Валяй!»).

Он не был ни художником, ни теоретиком. Сохранился всего десяток его акварелей да одна знаменитая фраза. Когда его спросили, какому же все-таки стилю он отдаёт предпочтение, Тон ответил: «Тому, который более приличен сущности дела!» Короче, это был практик. И чрезвычайно трудолюбивый: первый отпуск попросил только в возрасте 61 года!

Построить он успел очень много, другой вопрос - как. Коллеги считали его «первым русским архитектором, осмелившимся практически проводить идею национальности». Проницательные же дилетанты (вроде Герцена со Стасовым) клеймили его на чём свет стоит: «Тон не видал никакой русской архитектуры», «наскоро нахватал», «грубо повторил», и всё построенное «дышало натяжкой, лицемерием, анахронизмом»…

Герцена, впрочем, возмущал не собственно тоновский стиль, а то, что провинциальные зодчие были обязаны сверяться с этим камер-Тоном, возводя свои храмы: император Николай I утвердил «Атлас образцовых фасадов» для церквей, который сделал Тон… За эту-то дружбу с царём (и за звание «архитектора его императорского величества») Тона поносили советские искусствоведы; теперь, когда ругать «монархистов» запрещено, зодчего принялись славить.

Открывая конференцию, министр культуры заявил: «Мы наконец-то научились отличать бездарную эклектику от плодотворного смешения!» Известие отрадное, хотя, по совести сказать, это не так легко, как выучиться ямб от хорея отличать. В конце письма поставить «vale» - это мы можем, приписать Тону «мировую славу» - умеем, открыть заседание в Георгиевском зале - пробьём; вот только объективной оценки от нас не требуйте!

«Живёт главный адвокат Тона на суде истории - Большой Кремлёвский дворец!» - прозвучало на конференции. Заблуждение не менее эффектное, чем прозвучавшее сто лет назад: «Г-н Тон превзошёл Аристотеля» (имелось в виду, что Храм Христа прекраснее Успенского собора). Действительно, и Храм, и дворец - очень большие здания, но красоту меряют размерами только тогда, когда больше мерить нечем. Неужели чувство вкуса атрофировалось?

Интересно, что кроме двух этих помпезных и громоздких сооружений (ставших в его творчестве главными) Тон спроектировал много чего достойного. Строил первые в России железнодорожные вокзалы (в Петербурге и Москве), реставрировал Ипатьевский монастырь в Костроме, возводил на Неве, у Академии художеств, пристань (ту самую, со сфинксами, коих мастеровой «непочтительно именовал «свинцами»), перестраивал Малый театр, ставил Симонову монастырю новую колокольню, в далёком Севастополе делал «храм адмиралов» - где ныне покоятся Нахимов с Корниловым…

Частных домов построил всего шесть. На конференции было высказано предположение, что дом, в котором Тон жил, наблюдая за строительством храма (Гоголевский бульвар, 5/2), им же самим и спроектирован. Как бы то ни было - он в аварийном состоянии, надо спасать.

Умер Тон в воскресенье. Нынче он воскресает своим храмом. Надолго ли - на этот раз?

Тимофей ПНИН

«Аргументы и факты», 1995 г., № 3.
Другие материалы по теме:

2011/03/03 «Витебск. Свято-Успенский Кафедральный Собор»
2011/03/08 «Ещё Витебск»
2011/03/08 «Власти боятся креста»
2011/05/31 «Там, где стоял храм»

архивы, mcmlxxxiv, Москва, храмы, архитектура

Previous post Next post
Up