«Пинк Флойд» вчера и сегодня

May 30, 2011 18:35




В ближайшее время в нашей стране ожидаются гастроли английской группы «Пинк Флойд». Но ведь ещё 5 лет назад она была в «чёрных списках» запрещённых в СССР рок-групп? Не могли бы вы подробнее рассказать об этом коллективе, а также о том, в чём в своё время провинились музыканты?

Г. Сахаров, Куйбышев

В начале 1966 г. случай свёл вместе четырёх молодых людей - Сида Барретта, Роджера Уотерса, Рика Райта и Ника Мейсона, которые приехали в Лондон изучать искусство и архитектуру. Все играли до этого в малоизвестных группах, исполнявших стандартный ритм-энд-блюз. И когда от Барретта поступило предложение исполнять оригинальную и не похожую ни на что музыку, ребята тут же дали согласие.

Сид Барретт черпал вдохновение из впечатлений детства, сказок, мистических учений и сюрреализма. Он рано пристрастился к наркотикам, в основном к галлюциногенам, и первые композиции «Пинк Флойд» были полны странных, диссонирующих созвучий, причудливо нанизанных друг на друга, для непосвящённых - безо всякой логики звуковых эффектов.

Первый успех пришёл в 1967 г. после записи композиции Барретта «Арнольд Лейн», это был рассказ о трансвестите, укравшем женское нижнее бельё в прачечной. Национальное радио отказалось транслировать песню, но она всё же прозвучала в эфире на волне одной из «пиратских» радиостанций и была включена в британский хит-парад.

В том же году вышла первая долгоиграющая пластинка - «Волынщик у ворот зари», группа собиралась в турне по США, но поведение Барретта становилось непредсказуемым. В конце концов на его место был взят гитарист Дейв Гилмор, который вместе с Уотерсом возглавил группу.

В начале 70-х «Пинк Флойд» продолжает эксперимент со звуком, постепенно переходя от обрывочных и несвязных абсурдистских к мелодичным, почти классическим композициям. Более внятными стали и тексты песен. Вершиной творчества группы явилась пластинка «Обратная сторона Луны», в которой музыканты постарались затронуть темы, тревожащие человека - обитателя современного индустриального города: страх одиночества, равнодушие окружающих, бездумное отношение к себе, к природе, безудержная тяга к наживе. Следующий альбом «Жаль, что тебя с нами нет» они посвятили Сиду Барретту, безвременно угасшему молодому таланту.

От проблем человека - к проблемам человеческого общества. Так можно было бы обозначить очередной этап в творчестве «Пинк Флойд». В альбоме «Животные» музыканты подвергают уничтожающей критике социальное и общественное устройство современного государства. Вымышленный мир «Животных» населён свиньями, собаками и овцами. Жалкими и безропотными овцами, составляющими большинство этого стада, управляют наглые и циничные свиньи при помощи собак, которые за подачки готовы на всё.

В двойном альбоме «Стена» (1979 г.) «Пинк Флойд» продолжают тему социальной сатиры. Стена - основной образ их новой работы - отделяет людей друг от друга. Это стена страха, равнодушия, ненависти, которая возводится не только тоталитарной государственной машиной подавления: системой школьного воспитания, судом, армией, но и самими людьми, которые безропотно подчиняются и сносят все унижения. Разрушить эту стену, не быть ещё одним кирпичиком в ней! - призывали музыканты.

В мире было продано более 11 млн. экземпляров «Стены», а песня «Ещё один кирпич в стене» на долгое время задержалась в списках популярности во многих странах. Кстати, именно эту песню пели негритянские школьники Соуэто (ЮАР) во время столкновений с полицией в 1981 г., тогда же южноафриканское правительство официально запретило распространение пластинки.

Как это ни печально, но следующей страной, запретившей «Пинк Флойд», была наша. Произошло это после того, как в 1983 г. на диске «Последний отрезок» были произнесены следующие слова: «Брежнев взял Афганистан, Бегин захватил Бейрут, генерал Гальтиери занял английскую территорию (имеются в виду Фолклендские острова. - Ред.), а Мэгги (Маргарет Тэтчер. - Ред.) послала эскадру отвоёвывать эту землю». Так музыканты выразили своё отношение к политике решения региональных конфликтов путём вооружённого вмешательства. Такая трактовка пришлась не по душе нашим тогдашним идеологам, и «Пинк Флойд» попал в чёрный список запрещённых рок-групп. Правда, несмотря на запрещение, советская молодежь продолжала слушать «Пинк Флойд», оставаясь при своём мнении об афганской войне.

Если говорить о сегодняшнем дне коллектива, то в 1983 г. рок-группу покинул Роджер Уотерс, записывающий теперь сольные альбомы. Конечно, жаль, что мы не услышим в московском шоу оригинальный вокал Уотерса. Но, думается, это не испортит впечатления у советских слушателей от настоящей рок-музыки, которую исполнит в Москве в ближайшее время группа, ставшая легендой.

Н. Солдатенков. «Аргументы и факты», 1989 г., № 22, стр. 7.

архивы, портреты, рок-потёмки, pink floyd

Previous post Next post
Up