Bonum et malum || Καλό και κακό

Jul 18, 2014 01:58




Сами понятия добра и зла даны человеку в двух противоположных аспектах. Первый, свойственный всем живым существам, - это воздействие мира на субъект. Добро - это то, что помогает выжить особи или виду, - еда, солнце, самка; зло - это то, что мешает выживанию. Второй аспект уже требует самосознания. Это - оценка своего воздействия на мир. Способность человека членить свою деятельность на поступки и оценивать их с моральной точки зрения по отношению к различным частям внешнего мира, несомненно, является врождённой. Воспитание, конечно, влияет на критерии оценки, но сама способность явно дана свыше. Это означает, что у человека имеется интуитивное представление о том, чтó для мира хорошо, а что плохо. Разумеется, это представление сильно зависит от того, насколько хорошо человек воспринимает внешний мир, и, кроме того, сильно искажается общественным воспитанием, преследующим узкую цель сохранения вида, и эгоизмом. Однако, по-видимому, ощущения добра и зла во втором аспекте предназначены для ориентации человека в мире. Индивидуальное зло тогда есть ощущение того, что человек отягощает мировую карму. […]

Рассмотрим теперь эволюцию взглядов на добро и зло в процессе духовного роста. Здесь наблюдаются две тенденции. Первая из них заключается в том, что человек начинает воспринимать близко к сердцу всё больший круг объектов, и для него становится всё важнее определять своё нравственное отношение к ним. Вторая тенденция заключается в том, что эмоциональное отношение к своему и чужому добру и злу постепенно уходит, мир видится всё более цельным и гармоничным, а добро и зло выступают как различные варианты одного пути кармы (зло - более окольный путь). […]

Сначала человек борется со злом в себе, то есть стремится не совершать таких поступков, которые, по его внутреннему ощущению, приносят вред объекту. На следующей ступени он стремится делать добро, то есть совершать те поступки, которые, опять-таки, по его внутреннему ощущению, приносят пользу объекту. При дальнейшем росте он постепенно обнаруживает, что его внутренние критерии добра и зла начинают плыть. Оказывается, что любой поступок влечёт множество последствий, частью дурных, частью хороших, а частью таких, что он не может их оценить. Многое из того, что раньше представлялось ему несомненным добром, равно как и несомненным злом, становится проблематичным, а внутренний голос молчит. Однако мир представляется всё более наполненным внутренним смыслом, и каждый поступок получает всё более отчётливую внутреннюю оценку такого рода: ведёт он к увеличению мировой гармонии или нет. Это и становится критерием выбора, и человек оказывается «по ту сторону» добра и зла.

А. Тихомиров, «Знаки на пути», гл. 3.

женщины, цитаты

Previous post Next post
Up