О браках

Feb 26, 2013 18:34




«Если взглянуть на проблему беспристрастно, то неминуемо приходишь к выводу, что менее дееспособного социального института, чем современный брак, не существует. Два человека, мужчина и женщина, получившие разное воспитание, впитавшие различные мифологические образы, обещают друг другу быть неразлучными днём и ночью, всю жизнь. Вместе с тем ни один из них не должен деградировать или диктовать свои условия, сохранив чаши семейных весов неколебимыми.

И вот что удивительно: это громкое обещание даётся лишь под впечатлением мимолётного сексуального упоения, которое при всей своей несомненной прелести вряд ли является солидным фундаментом для длительной совместной жизни.

Общеизвестно, что люди, находящиеся наедине всего пару недель, уже начинают раздражать друг друга, а спустя некоторое время теряют способность поддерживать спокойную беседу, поскольку любая попытка достигнуть в чём-то согласия превращается для них в изнурительное состязание. Супруги же обещают друг другу оставаться вместе всю жизнь - тридцать, сорок, пятьдесят, а то и шестьдесят лет - и поддерживать тесную духовную и физическую близость. И эта ответственная клятва даётся в юном возрасте, когда ни жених, ни невеста не в состоянии ещё до конца понять, кто они такие! Быть может, через десять лет они станут совершенно другими людьми. Очаровательная и ласковая девушка превратится в настоящую мегеру, романтичный, честолюбивый юноша - в слабовольного зануду.

Поистине непонятно, почему респектабельное общество не просто допускает, а прямо-таки требует, чтобы молодые люди связали свои жизни, не подозревая о тех психологических проблемах, которые готовит для них подобное обещание. […]

Само собой разумеется, что нормальный человек, достигнув определённого возраста, женится. В противном случае люди считают его жизнь не совсем нормальной. У пожилых холостых мужчин усматривают инфантильно-порочное развитие; они подозреваются в гомосексуализме; женщин считают недостаточно привлекательными. „Поди ты, бедняжка, не смогла найти себе хотя бы какого-нибудь мужчину“. В обществе господствует своеобразный террор: все должны жениться. В этом, пожалуй, и заключается одна из основных проблем современного брака. […]

Современный брак возможен лишь в том случае, если существует гарантия достижения счастья. Но общественное мнение всё ещё толкает многих людей к тому, чтобы вступать в брак, стремясь достигнуть блага. Многие молодые девушки выходят замуж, чтобы обеспечить свою жизнь и не переживать тяготы профессиональной деятельности, а мужчины женятся потому, что ищут того, кто смог бы о них позаботиться. Поэтому очень незначительное число браков может продлиться „до самой смерти“. […]

Психологи, консультанты по браку продолжают настаивать на том, что все супружеские отношения обязаны быть счастливыми, забывая, что путь к гармонии лежит через преисподнюю. Благополучие, счастье в житейском смысле этого слова - это не счастье-спасение, это только благо, польза. Цель настоящего брака - спасение, и поэтому в нём есть взлёты и падения, страдания и радости. […]

Писатель, создающий выдающееся произведение, думает не о бытовом счастье, а о своём творческом призвании. Так и супруги, стремящиеся к спасению, редко могут вести ровную, гармоничную жизнь, к которой призывают их психологи. Довлеющий образ „счастливого брака“ весьма небезопасен.

Для тех, кто способен пройти путь счастья в браке, этот институт сулит не только страдания, но и глубочайшее экзистенциальное удовлетворение. Данте не попал бы на небеса, если бы попытался обойти ад. Абсолютно гармоничные браки едва ли существуют».

Адольф Гуггенбюль-Крейг. «Брак умер - да здравствует брак!» СПб., 1997, стр. 17-18, 43-45.

психология, мужское и женское, живопись, Любаров, цитаты

Previous post Next post
Up