Leave a comment

bibliophagus December 30 2012, 11:07:37 UTC
Я написал: «В то время Штраус считался нацистским композитором». Это вовсе не равнозначно тому, что он был нацистом. Он был довольно влиятельным композитором и состоял на службе у тогдашней Германии. Как-то сложно осуждать людей за сотрудничество с властями во времена, когда для многих людей сохранение жизни возможно лишь ценой этого сотрудничества. Правда и то, что сотрудничество бывает разного рода. Внимательное исполнение своих профессиональных обязанностей тоже далеко не равнозначно деятельному пособничеству.

(Следя той же логике, можно и Шостаковича запросто записать в сталинисты. Впрочем, Сталин в последнее время всё более покрывается романтически-героическим ореолом, так что и «сталинист» - уже вроде как и не ругательство.)

Что же касается до Штрауса, то нет оснований считать его антисемитом или сторонником политики Рейха. Впрочем, для еврейских националистов сам факт его госслужбы, конечно же, был равнозначен тому, как если бы композитор собственноручно заталкивал евреев в теплушки, отправлявшиеся в «Аушвиц».

Приведённая мною история - не о том, как какой-то скрипач-оригинал зачем-то исполнял сонату композитора-нациста в государстве Израиля. История о том, насколько сильны в людях различные проявления непроходимого фундаментализма. Хейфец, будучи сам евреем, иммигрировавшим в США из России, своим поступком как раз-таки пытался показать израильтянам всю глупость и абсурдность их фундаментального взгляда на мир. Музыка превыше таких факторов, как политика или национализм, говорил он. Но, к сожалению, его тогда не услышали. Уши израильтян были закрыты. Для них вопрос был однозначен: немец - значит фашист. Ведь и Вагнер попал в один список со Штраусом. (А можно было ещё и Бетховена туда же записать.)

Очень возможно, что кое-кто из евреев всерьёз считает, что именно национализм позволяет их нации выжить, не растеряться и не раствориться в многоязыкой толпе остальных народов. Но я всё же думаю, что не случайно - отнюдь не из какой-то дурацкой своей прихоти - Хейфец исполнял Штрауса именно на земле Израиля.

Reply

miriam_stein December 30 2012, 11:13:27 UTC
Вы сегодня агрессивны...

Reply

bibliophagus December 30 2012, 11:23:53 UTC
Несколько черезчур эмоционален - возможно (истории о нетерпимости частенько выводят меня из равновесия). Но враждебен или воинственно-угрожающ - нет. Тут Вы ошибаетесь.

Reply

miriam_stein December 30 2012, 12:05:37 UTC
Я нисколько не удивляюсь той "нетерпимости" израильского народа. Спустя всего лишь 8 лет после окончания войны... По мне, так все закономерно. Как минимум жестоко "доказывать всю глупость и абсурдность фундаментального взгляда на мир" покалеченной нации. У других народов, переживших геноцид, память не менее хорошая. Хотя речь идет о событиях, произошедших раньше Холокоста.
Вагнер не был нацистом (исторически невозможно), но он был ярым антисемитом.
Я нетерпима к толерантности в ассортименте. Я поддерживаю вас в том, что какая-то часть еврейского народа сделала Холокост историей своей собственной жизни и получает с этого дивиденты. Но, я не понимаю вашей оценки поведения израильтян, объединенных новым совсем государством и общим горем, которое они еще не успели выплакать. Это обычная защитная реакция. И я избегаю тех, кто хоть как-то соприкасается с русофобами и нацистами.
Месяц или два назад кто-то выложил на Facebook репродукции работ Гитлера. Угадайте, какой была реакция большинства русских пользователей?

Reply

bibliophagus December 30 2012, 15:04:49 UTC
Ну, прежде всего, - о том, почему я счёл нужным и важным обо всём этом написать.

В конфликте армян и турок, например, мои симпатии всецело на стороне армян. Но при этом я стараюсь по этому вопросу без необходимости не высказываться и вообще быть предельно сдержанным. Причина проста: я не имею никакого отношения ни к армянам, ни к туркам. И это, я считаю, нормальная человеческая этика: коль скоро ты не можешь прочувствовать положение того или иного народа или человека, постарайся, во всяком случае, не лезть со своими советами - как тому улучшить свою жизнь. Потому что всегда неизбежно возникнет вопрос: а ты сам-то кто таков?

Можно много рассуждать о том, какие русские некультурные, необщительные, неорганизованные… и так далее, и тому подобное. Но, когда об этом рассуждает кто-то, не имеющий к России никакого отношения, - грош цена его рассуждениям. Слова эти имеют смысл - конечно, если говорящий делает это в целях поиска истины, - лишь в устах человека, чья личная история связана с историей русской нации.

То же самое и про евреев. Если какие-то юдофобы начинают свои проповеди о жидах и всяком таком прочем, - я все эти речи не удостаиваю даже внимания. В самом деле: мало ли кому взбредёт в голову ругать евреев? Но совсем другое дело, когда о евреях, в том числе и о их недостатках, говорят сами евреи.

Сам я считаю себя евреем не в меньшей степени, чем русским. История евреев - это во многом история моих предков. Вторая мировая война затронула мою семью самым непосредственным образом. Это очень существенная и до сих пор весьма болезненная часть моей собственной жизни. Поэтому трагедия еврейского народа является в большой степени и моей личной трагедией. Когда я говорю о евреях - не имеет значения, в каком ключе, - я всегда так или иначе включаю в понятие «евреи» и себя самого. А это уже - согласитесь? - несколько отличается от того, как если бы об этой трагедии рассуждал человек, не имеющий к ней никакого отношения.

Мне очень стыдно за антисемитизм, национал-социализм и холокост. Разумеется, нацизм должен быть осуждён самым решительным образом. Я нарочно не останавливался на объяснении этого, потому что это - само собой разумеется. Но: в приведённой мною истории меня более всего задел именно обратный национализм самих евреев, их ответная реакция, которая во многом стала следствием необоснованного обобщения по принципу «имел дело с нацистами».

Один мой дедушка пережил войну в оккупации, второй с началом войны попал в плен и четыре года провёл в концентрационных лагерях. Однако ни от того, ни от другого я никогда не слышал, будто все немцы - фашисты. Напротив, я слышал от них самые разные рассказы, в том числе и о благородстве немцев, и о подлости «наших». Слушая дедушек, я с детства осознавал, что неважно: кто «наши», а кто - враги, важно - какой ты человек, сколько ты сделал в своей жизни добра.

Я не понимаю, что означают Ваши слова «толерантность в ассортименте», но я не могу согласиться с тем, что композитор Рихард Штраус должен быть осуждён за то лишь, что «имел дело с нацистами».

И для меня очень показательно, что сонату Штрауса исполнил в Израиле не какой-нибудь немец, англичанин или француз, а именно еврей.

Reply

bibliophagus March 18 2013, 21:15:57 UTC
Если учесть, что практически вся великая музыка создана немецкоговорящими композиторами во главе с лютеранином Бахом (антисемитские воззрения Лютера в поздние годы его жизни ни для кого не секрет), предлагаю государству Израиль вообще запретить исполнение классической музыки, чтобы ненароком не поддержать нацистов: Гендель, Штраус, Вагнер, Моцарт, Бетховен, Бах, Гайдн, Шуберт, Шуман - всех на помойку - оставить можно только Малера, хотя и тот вырос на нацистской музыке.
А что России прикажете делать: запретить Малера и Гершвина только потому, что Лева Бронштейн вкупе со всякими там юровскими, урицкими, свердловыми и землячками подвергли геноциду цвет русской нации и залили Россию кровью? Ведь именно эти преступления потом бумерангом вернулись к ни в чем неповинным евреям-ремесленникам Европы, подвергшимся геноциду со стороны рабочей социал-националистической партии Германии, которая пришла к власти во многом благодаря той лево-троцкистской волны, которую погнали на Европу еврейские убийцы династии Романовых!
Давайте еще запретим Чайковского за его омерзительную секс-ориентацию, список можно продолжать долго.
Яша Хейфец бесконечно прав: гениально написанная музыка выше любой политики. Что может быть нацистского в тональности до диез минор? Дураку понятно, какой это абсурд, а евреи, вроде бы, в массе своей неглупые люди!

Reply

bibliophagus March 18 2013, 21:58:46 UTC
Спасибо за подробный комментарий. Действительно, в следовании любой идее можно дойти до полного абсурда. Вот почему так важны разного рода сдерживания и противовесы.

Reply

miriam_stein March 18 2013, 22:27:21 UTC
Очень показательна ваша анонимность. О гениальности отдельных композиторов судить не берусь, т.к. абсолютно равнодушна к академической музыке.

Reply


Leave a comment

Up