Бородинское сражение

Nov 02, 2012 04:54





Позиция для генерального сражения была выбрана в 124 километрах от Москвы, у села Бородина. М. И. Кутузов, назначенный главнокомандующим русскими войсками за десять дней до сражения, в своём донесении писал: «Позиция, в которой я остановился при селе Бородине в 12-ти верстах вперёд Можайска, одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно… Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе».

7 сентября здесь разыгралась битва, кровавая, упорная, страшная, равной которой ещё не знала история мировых войн. На площади в 49 квадратных километров сошлись 250 тысяч человек, гремели залпы более тысячи орудий. Сражение, продолжавшееся около 15 часов, затихло поздно вечером. Наполеону так и не удалось прорвать линию обороны русских и одержать победу. Ночью французы были вынуждены отступить на исходные позиции, так как ожидали контратаки русских войск.

«Какое грустное зрелище представляло поле битвы! - вспоминал офицер наполеоновской армии Ц. Ложье. - Никакое проигранное сражение не сравняется по ужасам с Бородинским полем… Все потрясены и подавлены».

Ввиду больших потерь и принимая во внимание нетронутый резерв Наполеона, Кутузов приказал утром 8 сентября отступить на Можайск, с твёрдым намерением сохранить армию.




Сам Наполеон так оценивал Бородинскую битву: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

«Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена, - писал Л. Н. Толстой. - Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знамёнами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём безсилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъярённый зверь, получивший в своём разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско ещё могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесённой при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было безпричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».


Россия, графика, Франция, история, Лев Толстой, война 1812 года

Previous post Next post
Up