Чьё Рождество мы празднуем и когда?

Dec 23, 2011 20:15




Последние семь-восемь лет наше телевидение в канун 25 декабря обязательно сообщает о том, что в полночь наступает католическое Рождество, а на следующий вечер показывает нам картинки того, как празднует этот священный день Римско-католическая Церковь. Но дело в том, что католического Рождества как такового в природе просто не существует. Как, впрочем, православного, лютеранского, англиканского, баптистского и т. д., и т. п. А то, что разные народы Рождество отмечают в разные дни, на то причины сугубо исторические, к самому Иисусу из Назарета никакого отношения не имеющие. Они больше связаны с Гаем Юлием Цезарем и папой Григорием XIII.

Ни в одном из четырёх канонических Евангелий (жизнеописаниях Христа) о дате его рождения вообще не упоминается. И отнюдь не по забывчивости их авторов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Дело в том, что христианство первоначально развивалось как одна из еретических сект иудаизма, иудеи же день рождения не отмечали, считая, что в нём «начало и вина всех скорбей и страданий человека». Лишь в начале III века в Египте, в христианской общине Александрии, стали, наконец, праздновать Рождество, а также Крещение и Богоявление Христово, и делали это 6 января. Праздник был полностью заимствован у древних египтян.

С незапамятных времён по всему побережью Нила в ночь с 24 на 25 декабря проходила пышная мистерия, во время которой из храмов выносили статую Исиды с младенцем Гором - сыном её и Осириса, этот обряд полностью перекочевал в рождественский «крестный ход». Из ила жрецы лепили фигурки Осириса и втыкали в них зёрна ячменя. Через двенадцать дней, когда зёрна прорастали, фигурки с криками: «Осирис воскрес!» - бросали в Нил. Прибавьте двенадцать дней к 25 декабря, и получится 6 января: двенадцать было священным числом у египтян. Ровно столько ворот проплывал ночью по подземному Нилу бог солнца Ра, чтобы утром на заре вновь появиться на небе.

Почему именно двенадцать? Да потому, что уже в глубокой древности египетские, а до них шумерские звездочёты заметили, что в течение года Солнце поочерёдно находится в одном из двенадцати созвездий, которые получили название «пояса Зодиака».

Дата, считающаяся у всех христиан священной, подсказана самой природой. Именно в эти дни - 21-25 декабря - наступает зимнее солнцестояние, после чего поворачивает «солнце на лето», начинает пробуждаться природа - происходит как бы её рождество. Праздник Солнца пышно отмечали древние персы. От них культ Митры проник в Рим, и император Аврелиан даже объявил этого чужеземного бога покровителем римлян. Они охотно восприняли новшество, тем более что вслед за днём рождения Митры - 25 декабря - начинались 12-дневные сатурналии - время безудержного и всеобщего веселья.

В 354 г. отцы Церкви, не мудрствуя лукаво, просто-напросто перенесли день рождения Христа с 6 января на 25 декабря. Оно и стало началом святого двенадцатидневья, а Крещение (Епифания) и Богоявление завершают их. В промежутке же между ними отмечаются и другие важные церковные праздники, например, на восьмой день - Обрезание Господне. Не все Церкви подчинились этому решению сразу, а армянская и коптская - не подчинились до сих пор. Верующие армяне и копты (доарабское население Египта) по сей день отмечают Рождество 6 января.

Что касается нашего отечественного православия, то, поскольку оно всё ещё пользуется юлианским календарём, который отстаёт от григорианского на 13 дней, праздник передвинулся аж на 7 января. Таким образом, Иисус Христос на сегодня - единственный и среди людей, и среди богов, имеющий сразу три дня рождения.

Что же касается старого, юлианского стиля, которого так упорно придерживается Русская Православная Церковь (кстати, в западноевропейских и американских православных церквах давно уже пользуются григорианским календарём), то вопрос этот гораздо серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. Не случайно большевики - ниспровергатели религии - усмотрели здесь слабость Церкви, которая своим анахронизмом, буквально «несоответствием времени», как бы доказывала, что изжила самоё себя. Но сегодня, когда люди вновь обратили свои взоры к Церкви, а сердца - к Богу, упорство Русской Православной Церкви и нежелание идти в ногу со всем цивилизованным миром лишь затрудняет ей общение с народом.

Валерий КАДЖАЯ

«Аргументы и факты», 1995 г., № 51.

архивы, история, религия, христианство, Христос

Previous post Next post
Up