Автор статьи: Таисия Медведева
Глядя в историю,
словно в зеркало,
я стараюсь изменить к лучшему
собственную жизнь.
Плутарх.
Города, как и люди, имеют своё лицо, свой запоминающийся облик, свою судьбу. А улицы на карте города, как морщинки на лице старого доброго дедушки. И каждое название - это своеобразный памятник той эпохи, в которой оно возникло, от древнейших времён до наших дней. И в моём городе Сергиево Посаде по названиям улиц можно многое узнать.
Город Сергиев Посад имеет многовековую историю. Это один из немногих городов, который возник вокруг монастыря.
Обитель, основанная в тридцатые годы XIV века Сергием Радонежским, получила название Троицкой. Сначала на небольшом расстоянии в полторадва километра возникали поселения, слободы. С течением времени они разрастались, местами соединяясь, таким образом создавая обрамление для монастыря, который стал духовным центром для всей Руси. Но история Троицкого посада, как отдельного образования, началась в конце XVIII века, когда из этих подмонастырских селений специальным указом императрицы Екатерины II от 22 марта 1782 года был образован Посад.
"... Всемилостивеше повелеваем, первое, живущим в слободах ведомства коллегии экономии близ Свято-Троицкой лавры лежащих непахотным жителям, производящим торги и ремесла, позволить записываться пожеланиям их в купечество, мещанство учредя для них посад под именем Сергиевской, и в нем Ратушу". Во вновь образованном городе к этому времени было 506 купцов, 530 мещан и 562 разночинца.
Получение статуса посада (города) способствовало более планомерной застройке территории с учетом исторических особенностей и рельефа местности, развитию традиционных и созданию новых промыслов.
К востоку от Троице-Сергиевой Лавры располагалась Верхняя Служняя слобода. Слободу населяли монастырские «слуги» - доверенные «чиновные люди» (стряпчие, приказные, дьяки), В мирное время они управляли многочисленными монастырскими вотчинами, исполняли канцелярскую работу в монастырских приказах. В военное время слуги, разделяясь по своему достатку на конных и пеших, несли воинскую службу. В 1608- 1610 гг. они храбро защищали Троицкую обитель. Особенно отличился боярский сын монастырский слуга Ананий Селевин. Он захватил 16 «языков нарочитых», ранил стрелой самого пана Лисовского. Анания Селевина знало все вражеское войско, «и никто же от сильных поляков и русских изменников смеюще» сразиться с ним один на один.
Слуги у Троице-Сергиева монастыря появились еще в XV в., т.е. тогда, когда монастырь стал владеть вотчинами. Но вплоть до начала XVII в. монастырские слуги не имели права жениться, поэтому в XV-XVI веках при монастыре не было обширной Служней слободы. Позднее им позволили жениться, иметь свои дома и жить по закону Божественного Писания». Свидетельствует о расширении слободы наличие двух деревянных церкви: шатровая Рождества Христова и клетская Двунадесяти апостолов. Обе были построены в 1618-1623 гг. напротив Святых ворот Троицкого монастыря. В 1646 г. в Служней слободе насчитывалось 160 дворов. Слуги в монастырских приказах получали от монастыря денежное и хлебное жалованье.В Троицком посаде XVII в. монастырские слуги составляли как бы привилегированное сословие, освобожденное от общей подсудности, от всяких налогов и податей. Земледелием они не занимались. Дома их «были самые лучшие». Они содержали прислугу и отличались от простонародья одеждой, приличной их профессии.
Дорога, проходившая от монастыря через Служнюю слободу, постепенно стали называть Александровской потому, что она открывала дорогу из Троице-Сергиевой лавры в Александрову слободу (с XVIII века город Александров Владимирской губернии).
Не однажды проезжал этой улицей царь Иван Грозный, сделавший Александрову слободу столицей своего опричного государства.
В 1797 году по Александровской улице проехал из Лавры в Вифанскую пустынь император Павел I. Пустынь, устроенная в 1780-х годах, понравилась императору, и он пожаловал ей статус монастыря, так появился Спасо-Вифанский монастырь. С Лаврой учрежденный императором монастырь сообщался все той же Александровской улицей.
В конце августа 1812 г., после Бородинского сражения и перед самым оставлением Москвы, по Александровской дороге провезли тяжелораненого на Бородинском поле князя Багратиона.
В 1868-1870 гг. Сергиевский Посад и Александров соединила железная дорога. Следует отметить, что железная дорога простыми людьми была встречена с опаской, поэтому высшему духовенству в полном составе пришлось погрузиться в поезд и проехать на нем, чтобы убедить прихожан в безопасности и богоугодности нового средства передвижения. Ну а старая грунтовая дорога между двумя городами пришла в упадок. Тем временем усилилось движение в Вифанский монастырь и, особенно, в Черниговский скит. Древнюю Александровскую улицу все чаще стали называть улицей Вифанской. Впрочем, старое официальное название улицы - Александровская - сохранялось.
Станция Сергиево. Вокзал. Открытка рубежа XIX-XX вв.
В начале улицы находились дома общественного и духовного назначения и дома знатных горожан. На этой улице был дом городского головы Н.Ф.Каптерева, который, к сожалению, не сохранился. Из сохранившихся старинных зданий отмечу нарядные каменные двухэтажные дома купцов Зайцевых неподалеку от железнодорожного переезда (ул. Вифанская №27, 29). За домами сохранились отдельные старинные корпуса шелкоткацкой фабрики Зайцевых - крупнейшего промышленного заведения Сергиевского Посада.
Чуть ближе к центру Посада, на той же стороне улицы, в глубине двора стоит деревянный одноэтажный дом с колонным портиком и мезонином (ул. Вифанская, №15). Это бывший дом одной из ветвей княжеского рода Голицыных - старейшее деревянное здание в нашем городе. Построенный в 20-30-х годах XIX в. как центр небольшой княжеской усадьбы, в конце столетия дом перешел в собственность купца И.А. Зайцева. Сейчас в нем проживает дружная семья художников, которые понимают историческую ценность здания и заботятся о его сохранении.
Огромную роль в формировании облика и исторической судьбы улицы играл комплекс зданий Александро-Мариинского Дома призрения. В этот «город в городе» входили богадельня, странноприимная, больница, а также двухэтажное здание училища для сиротмальчиков и девочек (т.н. Филаретовский корпус, сейчас в нем физико-математический лицей). Имелась при Доме призрения и церковь - домовый храм во имя Рождества Богородицы. Много лет его начальницей была Елизавета Кроткова, дама хозяйственная, строгая, напористая. За что и получила за глаза прозвание «Кротчиха».
На углу улицы на средства Лавры была построена в 1861-1864 годах "Новая гостиница". Здание спроектировал местный архитектор Иван Малышев.
Изначально здание предполагалось сделать двухэтажным, но в 1860 году началось строительство железной дороги из Москвы, сулившее существенное увеличение числа богомольцев. Проект переделали, площадь и этажность увеличили. На первом этаже разместились разнообразные лавки, на втором и третьем - около 80 номеров разного класса. Стоимость строительства была очень высокой, на материалах не экономили. Только за чугунное литьё (балкон и лестницы) было заплачено около шести тысяч рублей. Для сравнения: весь бюджет Сергиевского Посада в 1862 году составлял четыре тысячи рублей.
Но самые значительные изменения и потрясения ждали улицу после Октябрьского переворота.
(продолжение следует)