Праздничная, очень уютная атмосфера была в книжном "Пархоменко" на встрече с Майей Кучерской. В преддверии Рождества РЕШ выпустила сборник "несвяточных" рассказов под названием "Случай в маскараде".
Почему случай "в", а не "на", почему не святочные, а "несвяточные", как собирался сборник и кто делал обложку (спойлер: ИИ!) и чем отличается этот сборник от другого с похожим посылом "Чудо как предчувствие", а также о творческом методе Майи Александровны и её способе писать - обо всём этом мы поговорили довольно подробно, и я даже записала несколько видео, которыми постепенно буду делиться.
Автор подписывает мне книгу
И всё же встретились мы прежде всего, чтобы обсудить новую книгу МА, вышедшую после довольно долгого перерыва. Преподавание в ВШЭ и на писательских курсах отнимает столько времени, что на творчество остаётся его не так уж много. И всё же автору удалось собрать 300-страничный сборник рассказов из тех, которые в разное время МА писала для различных журналов.
На встрече была редактор и режиссёр аудиоиздательства Вимбо Мария Родионова, которая рассказала много любопытного о том, как проходило озвучание книги, например, рассказ "Чувство метла" дался исполнительнице Марии Орловой с трудом, зато остальные рассказы записались, что называется, на одном дыхании. Такое бывает очень редко, когда не надо делать сто дублей, а хороши сразу первые попытки.
Но самое трогательное было то, что и Мария, и ещё несколько читателей в зале говорили о том, что при чтении рассказов МА хочется плакать, что они легко ложатся на сердце и душу, что с героями рассказов и книг МА некоторые читатели живут всю жизнь, перечитывая и радуясь новой встрече.
Случай в маскараде
Кучерская Майя
16+
Издательство АСТ
Издательский бренд Редакция Елены Шубиной
Серия Кучерская : настоящие истории
Год издания 2024
Содержание
От автора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Сувенир на память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Кто живет в башенке? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
День рождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Тренировки по плаванию. . . . . . . . . . . . . . . 73
Кукуша . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Чувство метлы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Номер тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Маленькие люди уходят вдаль. . . . . . . . . . . 166
Птички . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Случай в маскараде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Pizza Hut . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Станция «Арбатская». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
О чём?
Вообще святочный рассказ как жанр - это и есть журнальная публикация, которая в 19 веке приурочивалась к Рождеству, а в советское время приобрела оттенок новогоднего чуда. Но главные "ингредиенты" остались: это история, которая происходит в новогодние и рождественские дни, герой испытывает трудности, которые чудесным образом разрешаются. МА считает, что такие рассказы прежде всего о надежде, о том ожидании хорошего, которое не должно обмануть.
И действительно, все рассказы сборника именно об этом. А "несвяточными" автор их называет потому, что формально некоторые чудеса случаются не в Святки, но главное - современные рассказы всё же утратили ту силу упования на Бога, которая пронизывала все святочные рассказы 19 века, начиная с Гоголя и Диккенса, которые считаются основоположниками жанра.
Что хорошо?
Здесь, как всегда со сборниками, мне придётся сложно. Рассказать о всех 12 рассказах значило бы попросту их пересказать. И это напрочь убило бы интерес читателя.
Скажу лишь, что сборник подтверждает одну важную мысль, высказанную МА на вечере: с годами растёт мастерство писателя, и рассказы, написанные в юности, не теряют своего очарования, но для автора иногда выглядят чужими, потому что в зрелости он такого точно бы не написал, или написал бы, но не так.
И этот сборник написан действительно мастером: рассказы демонстрируют всю гамму инструментов писателя, причём совершенно ненавязчиво, незаметно. Мне потребовалось специальное усилие, чтобы отвлечься от непосредственного впечатления и обратить внимание на стиль. Например, рассказ "Номер тела" написан нарочито формально, отстранённо, а "Чувство метлы" пронизан не самыми приятными чувствами мести, которых сама автор стыдится. Один из рассказов я читала раньше и писала о нём подробно:
Стасику завтра исполняется 13 лет, а сегодня новый друг ведёт его слушать птичий хор в ближайший лес. Но не просто слушать, а ещё и смотреть. Как часто мы с вами смотрим - и не видим, слушаем - и не слышим. Чтобы по-настоящему что-то разглядеть и почувствовать, надо быть очень внимательным. Обычный вроде бы, даже несколько банальный сюжет дачных каникул преображается в историю прорыва… Последний рассказ сборника - это трогательные детские воспоминания, и он самый милый, пожалуй ("Станция Арбатская"). Но есть ещё потрясающий текст об опыте умирания в ковидном госпитале и фантастически-юмористическая новогодняя история, открывающая сборник. Невозможно не отметить и рассказ, который дал название книге. По-моему, он как раз абсолютно святочный, напомнивший мне знаменитого "Тапера" Куприна с чудесной музыкальной историей.
И всё это создаёт ту самую объёмную картину, которую в результате мы получаем, дочитав книгу до конца.
Что не так?
Очень жаль, что в этот сборник не попал рассказ про слоника, отрывок из которого МА читала нам на вечере, называя его любимым своим рассказом, поскольку написан он последним:
Эксклюзив! Новейший рассказ Майи Кучерской Итог
Но вот о чём хочется сказать прежде всего: Майя Александровна в самом конце встречи высказала очень точную мысль. Что такое книга? Это именно соединение писателя и читателя, место их встречи, то пространство, которое создают двое. Без этого единения, без совпадения (или как сейчас говорят: мэтча) не бывает книги.
Интересно, что на вопрос о своей лучшей книге, с которой начать, МА совершенно чётко сказала: "Современный патерик". Если через много лет надо будет в Википедии поместить всего одну строчку о ней, эта строчка будет: автор книги "Современный патерик". Так считает автор. И кто мы, чтобы спорить.
Ниже дам ссылки на мои рецензии двух объёмных книг МА. Но я всё же спрошу: а у вас какая её книга любимая?
Интерьер магазина "Пархоменко"
Вот эти рецензии:
Что читать: "Лесков. Прозёванный гений" Майи Кучерской "Тётя Мотя" о любви. Роман Майи Кучерской БиблиоЮлия в Дзене есть ещё в виде
премиум-подписки , где я выкладываю материалы, которые точно не попадут в открытый доступ.
С Рождеством Христовым, дорогие!