Хотела начать статью с заголовка: слушать или нет, как я обычно делаю, когда понимаю, что книга неоднозначная. Вернее, не книга, а главная идея, которую она продвигает. Но ведь мы для того и читаем книги, чтобы составить своё мнение, согласиться или не согласиться с автором. Даже с классиками мы не во всём соглашаемся, что уж говорить о современниках.
Книга Ирины Лейк приглашает не просто к обсуждению. К спору! А это всегда любопытно. И в этом случае спорность не является недостатком.
И пусть ни обложка, ни аннотация вас не обманут! Здесь вас ждёт по-настоящему страшная история, о которой нужно размышлять.
История Аптекаря, райских птиц и бронзовой головы слона
Лейк Ирина
Длительность: 13:06:36
Жанр: художественная литература
Исполнитель: Александр Гаврилин , Марина Лисовец
Правообладатель: ООО "Вимбо"
Издательство Азбука
Серия Имена. Российская проза
Год издания 2024
Количество страниц 448
Возрастные ограничения: 16+
Дата выхода: 2024
Юлия Раутборт рассказывает о книге Ирины на встрече в клубе "Под обложкой"
О чём?
О том, что полюбить можно и монстра, и шизофреника, и абьюзера.
О том, что убийство и самоубийство можно оправдать.
О том, наконец, что никто из нас не застрахован от неожиданных потерь и приобретений.
Молодая реставраторша с необычным именем Агата и необычным талантом к различению подлинников картин, наподобие Веры Стениной(из романа Анны Матвеевой), неожиданно попадает в гости к Аптекарю, который напоминает Лекаря-Аптекаря из знаменитой сказки Каверина о завистнике и занимается практически теми же алхимическими вещами. Параллельно развивается любовная линия героини с архитектором Марком - той ещё тёмной лошадкой.
Но в какой-то момент сказочность и романтичность сюжета начинает преображаться в жёсткий триллер, который от жести не спасает даже юмор (например, совершенно комические сцены и диалоги с подругой Мартой). И читатель понимает, что добром это точно не кончится.
Ирина Лейк в центре, справа Юлия Раутборт. Встреча в "Азбуке"
Что хорошо?
Мне понравилась и сказочность, и даже некоторая водевильность повествования, яркие и немного театральные образы героев, хороший слог и действительно весьма круто закрученный детективный сюжет с тайнами, твистами и по-настоящему трагической развязкой.
Особенный шарм добавляют чтецы. Практически детский наивный и трогательный голос Марины Лисовец, звучащий от лица героини, настраивает нас на романтическую трогательную историю, что-то типа "Алых парусов", а переменчивый голос Александра Гаврилина доводит порой до триллерских мурашек: слушаешь его и всё время ждёшь подвоха либо от старика-аптекаря, либо от несимпатичного директора музея, либо от странноватого архитектора. Все трое звучат по-разному, но с одинаковым ощущением опасности, исходящей от мужских персонажей.
Это такой, знаете, спектакль, в котором именно голоса создают ту таинственную и трагическую атмосферу, которая держит нас в напряжённом внимании все 13 часов слушания аудиокниги. По-моему, это один из шедевров озвучки.
Ирина Лейк с Натальей Ломыкиной. Встреча в "Азбуке"
Что не так?
Где-то с середины книги я не просто догадалась о том, кто злодей, мне хотелось кричать этой наивной Агате: да раскрой же глаза, да посмотри же вокруг, да пойми же, что нельзя доверять человеку с такими психическими проблемами.
То, как поданы сексуальные особенности одного из героев, не просто настораживает, а прямо вопиет: берегись! беги! не доверяй этому человеку! Поэтому, когда героиня идёт к нему сама в конце, готовая принять и простить, это приводит меня-читателя не просто в расстройство, а в ужас. Честно. Столько эмоций давно не испытывала при чтении.
А финал вообще поверг чуть не в уныние. Я человек верующий, поэтому оправдания убийства и самоубийства для меня лично звучат не то чтобы дико, но просто не сочетаются с моим внутренним миром.
Как бы то ни было, книга стоит прочтения именно из-за спорности темы. Мне кажется, тут есть о чём подумать, обсудить, подискутировать.
Скажу кстати, что это моя вторая книга у Ирины, и обе заставили меня с автором спорить. Мне такое нравится.
Читали? Слушали? Будете?