9 стихотворений для знакомства с русской поэзией

Oct 24, 2024 12:32


Задача удачного знакомства - дело крайне сложное, на самом деле, потому что именно поэзия представляет собой особый вид высказывания, понятный далеко не всем.

Когда я впервые зашла в православный храм и услышала богослужение, мне не были понятны слова, поскольку служба шла на церковно-славянском, но мне интуитивно был ясен смысл. Так и тут: мы можем не совсем точно понимать, что кроется за тем или иным образом или тропом, но внутренний посыл стихотворения вдруг оказывается нам совершенно прозрачен. Он как бы ложится в тот самый уголок сознания, где давно для него приготовлено место.





Представим себя младенцем среди множества книг, как среди множества миров

Безусловно, есть стихи абсолютно понятные нам с детства - прежде всего Пушкин. Здесь мы настолько напитаны его поэзией с детского сада, что она не кажется нам сложной. Однако же пару лет назад или больше я провела здесь на Дзене тест по пушкинским сказкам, и оказалось, что далеко не все понимают слова и выражения из них.



И всё равно я бы советовала начать знакомство с русской поэзией именно с Пушкина, с хрестоматийного:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Этот пейзаж знаком каждому, это абсолютно точный и понятный образ. Напомню, что буквально за строфу до этого Пушкин сравнивает осень с нелюбимым ребёнком или чахоточной девой, и таким образом осенняя пора обретает трагические черты, а последующее повествование незамедлительно преподносит нам трагедию.

Поэтому под номером один я называю

1. "Евгений Онегин" А. Пушкина

Потому что приведённые выше строки - не отдельное стихотворение, а отрывок из этого романа, удивительно актуального до сих пор, несмотря на то, что у нас уже нет дуэлей и почти не осталось тех, кто по-настоящему понимает, почему Татьяна отказала Евгению.

А следом идут поэты пушкинской поры - Батюшков, Баратынский, Рылеев и многие другие. А я хочу познакомить вас со стихотворением Ивана Козлова, близкого мне сразу по двум критериям: это перевод и это стихи про любимый Крым:

2. Алушта ночью ( «Afuszta w nacy»)

Крымские сонеты А. Мицкевича (в переводе И.Козлова)

Свежеет ветерок, сменила зной прохлада,
На темный Чатырдаг падет миров лампада -
Разбилась, пурпур льет и гаснет. Черной мглой
Одеты гор хребты, в долине мрак глухой.

И путник слушает, блуждая, изумленный:
Сквозь сон журчит ручей меж томных берегов,
И веет аромат; от слуха утаенный,
Он сердцу говорит в мелодии цветов.

Невольно клонит сон под сенью тихой ночи…
Вдруг будит новый блеск: едва сомкнулись очи
Потоки золота льет светлый метеор
На дол, на небеса, на ряд высоких гор.

Ты с одалискою Востока,
О ночь восточная! сходна:
Лаская нежно, и она
Лишь усыпит, но искрой ока
Огонь любви опять зажжен,
Опять бежит спокойный сон.

Когда я читаю эти стихи, так и вижу себя у подножия Чатыр-дага.

И теперь, кажется, самое время перейти к Серебряному веку, и открывает мой список любимых поэтов, конечно же, Иннокентий Анненский:

3. "Среди миров" И.Анненский

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Вот здесь как раз ярко проявляется то свойство, о котором я вам говорила: нам не называют имя, мы не знаем, о ком или о чём говорит поэт, но интуитивно понимаем, сердцем чувствуем, как это красиво и хорошо - мы по своему опыту знаем это чувство томления с другими и ощущение света - того, которого не надо с любимым.

Главные для меня поэты того времени, начиная с Блока, это и Ахматова, и Гумилёв, и, конечно, Мандельштам. Вот у него как раз самая сильная концентрация того неосознанного, что прорывается в стихи. Многие считают поэзию Мандельштама слишком сложной и непрозрачной. Но в том-то и дело, что прозрачность эта не в словах, а в мелодии, если вы меня понимаете:

4. "Невыразимая печаль" О. Мандельштам

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза, -
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

Вся комната напоена
Истомой - сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.

Немного красного вина,
Немного солнечного мая -
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.

Вот о чём эти стихи? Допустим, мы не знаем ни адресата, ни повода - то есть того самого "сора", из которого они родились. Но мы точно понимаем, что это о любви, о близости и о расставании. Всё пространство стихотворения пропитано этой терпкой печалью, как тот самый бисквит красным вином - и эта ассоциация уводит нас даже к богослужению, к таинству причастия. Такая наполненность ассоциациями буквально взрывает наши чувства изнутри, заставляет переживать вместе с героями стихотворения и любовное томление, и страсть, и разлуку.

Так и хочется привести ещё несколько стихотворений любимых поэтов той поры, но воздержусь. Перейду к советскому периоду. И первым, конечно, назову Маяковского. Люблю ли я его так же сильно, как того же Мандельштама? Нет. Но для знакомства с русской поэзией он абсолютно необходим.

5. "Я" В.Маяковский

По мостовой
моей души изъезженной
шаги помешанных
вьют жестких фраз пяты.
Где города
повешены
и в петле о́блака
застыли
башен
кривые выи -
иду
один рыдать,
что перекрестком
ра́спяты
городовые.

В стихах Маяковского не музыка, не намёк, не метафора, а точное слово становится главным, и всё же вот эти распятые городовые - кто они и что они? Мы не знаем наверняка, мы только догадываемся по концентрации смертельных образов: в облачной петле повешены башни - их выи искривлены этой самой смертной петлёй, душа поэта изъезжена, как мостовая, а по ней идут помешанные, сумасшедшие, и идут на тот самый перекрёсток, на котором распяты городовые. Что это, как не чудовищно точная метафора состояния души поэта, раз за разом распинающего себя словом? Но чтобы это понять, нам не нужно разгадывать шифровку стиха, смысл сам проясняется по мере чтения вплоть до завершающего удара в сердце.

6. Осеннее утро. Н.Заболоцкий

Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец.

Что ты, осень, наделала с нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.

И снова осень. Если помните, Пушкин сравнивал её с чахоточной девой, которая сегодня жива, а завтра уж нет. Заболоцкий прямо говорит нам о кровавом багрянце как о пламени скорби, о пламени смерти, пожирающем всех на краю жизни. Осень не видится поэту очарованием очей, а лишь прощальной красой "красного золота". Это осень жизни, пора старости и умирания.

7. * * * Л.Аронзон

Боже мой, как все красиво!
Всякий раз как никогда.
Нет в прекрасном перерыва,
отвернуться б, но куда?

Оттого, что он речной,
ветер трепетный прохладен.
Никакого мира сзади -
все, что есть - передо мной.

Не все знают этого поэта, а меж тем его стихи тоже отражают одну характерную черту русской поэзии во все времена: обращённость к Богу. Это восьмистишие прямо с обращения и начинается. И, по-моему, очень точно выражает то самое благодарное чувство, когда ты ощущаешь полную гармонию с миром, абсолютное единение с природой и примирение с жизнью. Скажите, вы же обязательно испытывали это хоть раз? А разве не для того нам дана поэзия, чтобы выразить невыразимое?

8. * * * Майка Луневская

Зрачок у неба веком не прикрыт,
сплошной камыш ведёт к лесным озёрам.
Там треугольник дерева стоит
вершиной вниз, золой для чернозёма.
Длиннеет шаг, споткнувшись на воде.
И воздух узнаёт, зачем он замер.
Там смерть лежит у рыбы в животе,
и лёд глядит прозрачными глазами.
Пространству словно вырвали язык -
кто знал, что тишина такой бывает?
Там лес сгорел и заново возник,
но больше он пожар не вспоминает.

Совсем недавно, этой весной узнала об этой поэтессе, когда "жюрила" в блогерской премии "Лицей" и отметила её для себя. В премиальном сборнике не все стихи хороши, а вот если поискать по сети, то понимаешь, что она в своей поэзии, с одной стороны, продолжает традицию того самого метафорического письма, а с другой стороны, поражает неожиданной ясностью и точностью мысли. "Воздух узнаёт, зачем он замер", и тут же и мы прозреваем, что это стихи о смерти и жизни, об умирании и воскресении, причём нить этой мысли начинается с дерева и золы в первых строках стихотворения, и тем же пожаром и новым выросшим лесом заканчивается. Это действительно красиво сделано.

9. * * * Олег Воробьёв

Памяти Вадима Алексеева

Кино как дикий конь несётся без удил,
Запомнить важный кадр нам не хватает мига.
Теперь ты среди тех, кого переводил.
Был вроде человек, а приглядишься - книга.

Произносил слова, читай - играл с огнём,
Но рядом шла судьба и невзначай задела.
Раз мир тебя забыл - не вспоминай о нём,
У них сейчас война, и никому нет дела.

Ах, жаль, что не теперь сезон высоких трав -
Разгадки всех чудес нашли бы, покурив мы!
А впрочем, где искать? Я думаю, ты прав,
Нет в жизни ничего важнее точной рифмы.

Сиять в предвечном сне, хлеб добывать в поту -
Пусть обе стороны принадлежат поэту,
Но музыка всегда услышится по ту,
А мать сыра земля останется по эту.

Может быть, вы читали стихотворение "Советский Союз" Олега Воробьёва - оно в своё время стало вирусным и широко разошлось по интернету. А мне посчастливилось дружить с Олегом ещё с далёкой юности. И я искренне считаю его одним из немногих настоящих поэтов современности, творчество которых нельзя пропустить.

Я предложила вам стихотворение, написанное поэтом на смерть друга-переводчика: "Был вроде человек, а приглядишься - книга". Стихотворение тихое, ясное и камерное. Это будто разговор с ушедшим другом, который тебя прекрасно понимает, потому что "обе стороны принадлежат поэту", вот только музыка звучит по ту сторону. Как раз за эти строки я и выбрала этот стих, чтобы завершить подборку, потому что вся она, собственно, и была о той самой потусторонней музыке поэзии, которой так хотелось с вами поделиться.

Пожалуй, на этом можно закончить наше первое знакомство с русской поэзией. И если вам понравились эти стихи, то я уверена, теперь и без моей помощи вы найдёте, что почитать.

А если хочется, вы можете дополнить статью в комментариях именами любимых поэтов и их стихами. Я буду рада!

чточитать, подборка, не мои стихи, чтение, поэзия

Previous post Next post
Up