Одна из лучших документальных книг этого года, прочитанная мной. Этой рецензией я завершаю наш осенний марафон чтения книг издательства "Молодой гвардии". Благодарю моих дорогих читателей за активное участие!
Итоги подведу в ближайшее время. Если вы прочитали книгу ЖЗЛ или вне серии издательства "Молодой гвардии", но забыли об этом заявить, можно (и нужно) это сделать прямо сейчас под открывающей статьёй марафона на дзене.
А я возвращаюсь к книге.
Достоевский
Сараскина Людмила Ивановна
Серия: Жизнь замечательных людей
М.: Молодая гвардия, 2011.
Объём: 825[7] с.: ил.
О чём?
Глубокое и всестороннее исследование жизни и творчества одного из великих (по-настощему великих, без шуток) писателей не только земли русской, но мира. Я знаю, что Достоевского не все наши читатели любят, но отрицать его значение для русской и мировой литературы не возьмётся никто.
Автор с большой любовью и знанием дела, а главное - нескучно и хорошим русским языком рассказывает о дворянских корнях Достоевского и его отце-лекаре, о неприглядных поступках членов кружка Белинского и петрашевцах, о каторге и солдатчине, о любви писателя и его творческом методе, конечно.
Молодые годы
Мне, например, были неизвестны многие факты из родословной писателя. Почему-то я была уверена, что он разночинец, а не дворянин. Оказалось, там очень интересная история рода. Дворянство было древним, потом утеряно, а затем восстановлено отцом писателя.
Подробно рассматривается личность отца. Я слышала негативные высказывания об этом человеке. Оказалось, всё не так просто. И порою читатели пытаются видеть в героях книг какие-то параллели с реальной жизнью писателя, а вот не надо. Нет знака равенства между героем произведения и реальной личностью. Нельзя об этом забывать.
Сараскина очень хорошо показывает на примере произведений, как аккуратно и неожиданно личные кусочки жизни вкраплены Достоевским в его творения - нет там ни одного дотошного портрета с натуры, все герои слеплены из многих впечатлений и лиц с примесью личных черт самого писателя.
Романы - во всех смыслах
Конечно, жизнь Достоевского сама по себе была увлекательнее любого романа. Тем удивительнее тот факт, что писатель не поддался соблазну взять и изобразить самого себя, любимого, в своих книгах, даже в самой автобиографичной книге "Униженные и оскорблённые" или более позднем "Игроке" герой не равен автору. А всё потому, что Достоевскому были интересны окружающие люди, да не просто интересны - он их по-настоящему любил, склонен был видеть в них хорошее, доброе. Даже в преступниках или запойных пьяницах, с которыми свела его судьба.
История первой (довольно поздней, а потому весьма бурной) любви и женитьбы Достоевского заслуживает нашего внимания не меньше, чем вторая и третья. Не для того, чтоб покопаться в белье писателя, а чтобы лучше понять тот надрыв, ту неумолимую трагедию, которая каждый раз разыгрывается на страницах его романов вокруг прекрасной женщины.
Вообще отношение Достоевского к женщинам всегда рыцарское, романтическое, овеянное, как мне думается, образом его матери, рано ушедшей из жизни, но оставившей в душе писателя память о женском милосердии, доброте и жертвенности. Точно так видит он и свою первую жену Марию Дмитриевну. Сараскина не пытается приукрасить и романтизировать чувства писателя, просто приводит факты и письма Достоевского доверенному другу Врангелю, но упоминает и о книге внучки Достоевского, из которой обычно все черпают сведения, как из источника проверенного. А напрасно!
На примере ранних биографий писателя мы можем убедиться, насколько важен в деле восстановления истины факт-чекинг. Многие биографы за неимением сведений домысливали мотивы и поступки героев своего труда, что привело ко многим фальшивым, но очень устойчивым мифам: о смерти отца писателя, о его отношениях с первой женой и в целом о личном.
Вот этот портрет меня очень порадовал и удивил. Я настолько привыкла к портретам угрюмого старика, что и забыла, что Достоевский тоже был молодым)
Призвание и методы
Подробно и бесстрастно описывает Сараскина и конфликт Достоевского с "Современником", где Белинский (до своей смерти) с Некрасовым выступают отнюдь не в розовом свете, причём как до казни и ссылки петрашевцев, так и после возвращения писателя с каторги. Эти ранние впечатления лягут потом в основу его пророческого романа "Бесы", о котором сами марксисты писали, что Достоевский проник в суть революционеров лучше, чем они сами знали про себя.
Каторга и солдатчина, а также амнистия и все труды писателя по восстановлению своего доброго имени при помощи стихотворных посланий императорам, постоянная бедность и нужда, ухудшение здоровья - перед нами проходит жизнь суровая, полная лишений и скорбей. При этом Достоевский ни на миг не изменяет своему призванию - он все семь лет, когда ему запрещено было писать, считает себя писателем и видит своё будущее только на этом поприще.
И это только начало биографии. Не буду пересказывать вам её. Скажу только, что в юности мне такой полной и хорошо написанной книги очень не хватало. Всем искренне советую прочитать.
Не потому даже, что на фоне новых фактов личность писателя видится ещё более масштабной. Главное, мы начинаем полнее и точнее понимать его произведения, его героев, его методы письма.
Вот ирония судьбы - он всю жизнь мечтал не зависеть от заказов, не быть подневольным, а на деле был вынужден писать быстро, много, конвейерным способом. А всё потому, что не имел, как Тургенев, например, крепостных, не мог позволить себе писать так и столько, сколько хочется. И был "запойным" игроком. Эта страсть выкачивала из семейного бюджета больше, чем все кредиторы и заимодавцы.
Анализ и синтез
И, безусловно, одно из главных достоинств книги - анализ произведений писателя. Причём анализ не совсем обычный. Сараскина рассматривает всю совокупность обстоятельств, личных и общественных, изучает не только черновики, но и причины, по которым некоторые черновики - к "Бесам", например, - были уничтожены автором. Это расследование практически детективное, удивительно захватывающее.
Не могу не отметить, что каждый раз, раскладывая на составляющие определённое произведение, Сараскина не забывает собрать всё воедино и сделать честные и прямые, иногда нелицеприятные выводы.
Так, в новом свете я увидела кружок Белинского-Некрасова, личность Тургенева, с иного ракурса взглянула на Герцена и Гончарова. А уж поведение Страхова и его письма к Толстому оправдать невозможно никакими стараниями. Я не берусь их судить, но по-человечески сочувствую Достоевскому, который даже в среде литераторов нашёл так мало настоящих друзей. Разве что Майков всегда был ему верен.
Личность писателя, его философия и политические взгляды, гениальные прозрения и глобальные катастрофы, его семейные и любовные отношения поданы настолько целомудренно и при этом объективно, что и сам Достоевский, думаю, остался бы доволен. Книга прекрасно издана - с фотографиями в двух вкладках, обширным отделом примечаний, в твёрдом переплёте.
Захотелось срочно перечитать все главные романы, так называемое пятиикнижие Достоевского. А вот, кстати, не устроить ли нам к его ДР (11 ноября 1821г) марафон чтения его романов? Скажем, с 11 октября по 11 ноября? Как вам такое предложение? Читаем?
Всех поздравляю с завершением прекрасного осеннего марафона и уже пишу итоговую статью! Не переключайтесь)
БиблиоЮлия есть ещё в виде
премиум-подписки , а также и в
ЖЖ,
ОК,
ВК и
ТГ ❤️