Что слушать: "Завет воды" Вергезе

May 04, 2024 11:48


Безусловно, ждали мы эту книгу не напрасно. Сложное, я бы сказала, эпическое полотно, семейная сага времён освобождения Индии из-под ига английской колонизации. И ведь главное в таком выходе из рабства не внешнее, а внутреннее раскрепощение. Почему-то пришла на ум "Му-му" Тургенева. Чтобы перестать быть рабом, Герасиму пришлось убить не старуху, а ни в чём не повинную собачку.

"Художественная литература - это великая ложь, которая рассказывает правду о том, как устроен этот мир!"

Завет воды

Абрахам Вергезе



Длительность: 30:49:54

Жанр: семейная сага, 18+

Дата выхода: 2024

Исполнитель: Алексей Багдасаров

Переводчик: Мария Александрова

Правообладатель: ООО "Вимбо"

О чём?

Действие происходит в Индии во времена, предшествующие и последующие выходу Индии из состава Великобритании. В романе три основных героя и, соответственно, три линии: владельцы Парамбиля (здесь в центре матриарх индийского семейства Большая Аммачи и её сын Филиппос), врач-хирург Дигби (выходец из Глазго) и художница Элси (из зажиточной индийской семьи). Важной точкой преломления становится лепрозорий и проказа как таковая.



Пересказывать перипетии сюжета нет смысла - там слишком всё запутано. Да и читать интереснее всего, когда ничего не знаешь. Могу сказать лишь то, что не все герои в конце концов встретятся, влюбятся и будут жить, пусть и не так счастливо, как нам хотелось бы, но всё же довольно долго. Смертей будет не избежать, поскольку над семейством из Парамбиля довлеет то ли старинное проклятие, то ли странная болезнь: "недуг", как говорит Большая Аммачи.

Что хорошо?

Главное достоинство романа, пожалуй, непредсказуемость. Ничто не предвещает, как бах - умер один ребёнок, потом второй... Вообще детская смертность и роды будут преследовать нас так же, как вода, огонь и медные трубы. Всё повествование напоминает удивительный индийский ковёр с причудливыми узорами, уводящими то в одну сторону, то в другую, но везде красочно и увлекательно.

Захватывает и быт, и описания природы, вообще Индия кажется волшебной страной, поэтому не удивляет наличие призрака в большом доме в Парамбиле. Есть в этом какая-то удивительная наивность и близость к истокам, несмотря на то, что семейство христианское.

"Вера означает знать, что смысл есть, даже когда он невидим."

Кстати, красной линией в сюжете проходит конфликт религии (религиозного сознания) и медицины с её практическим безбожием. Хотя в Большой Аммачи удивительным образом всё это укладывается воедино и не вызывает противоречий. Остальные герои проходят рано или поздно через кризис веры.

Безумно интересно наблюдать за метаморфозой сознания героев. Ведь самое трудное, как мы знаем, это выдавить из себя раба. Кастовая система в Индии настолько въелась в обиход, что даже лучшим представителям высших каст не кажется несправедливым платить низшим кастам меньше, чем всем остальным. И не только материально, кстати. Это классно показано.

"Путешествие в неизведанное - это не открытие новых земель , это обретение нового взгляда."

Отношение к женщине тоже отличается у индийцев и европейцев, и это здорово видно на примере запутанных отношений Элси, Филиппоса и Дигби. Что касается Дигби, то вот он как раз чистый образчик европейского мышления, испорченного цивилизацией: он дважды влюбляется, оба раза в замужнюю, оба раза трагически, но при этом никакого вывода из этого не делает. Я реально была потрясена этой его слепотой.



Другое дело Филиппос. Он искренне старается быть хорошим мужем и отцом, но удивительным образом совершает какие-то нелепые ошибки. Не со зла, а из-за недостатка образования, быть может. Филиппос по сути - самоучка.

"Успех - это не деньги! Успех в том, чтобы всей душой любить то, что делаешь. Только это и есть успех!"

А вот что касается ссоры вокруг хлебного дерева я, если честно, встала на сторону Филиппоса. Заявление Элси и её последующее упорство в желании задуманное осуществить, мне кажется чистым юношеским эгоизмом.

Нам в семейной жизни для счастья нужно усвоить лишь одно правило: уступать друг другу и ставить себя на место другого, чтобы понять его мотивы. Если для твоего супруга нечто так дорого, просто оставь его в покое. Весь этот конфликт мне лично кажется чудовищным недоразумением, высосанным из пальца. Но хуже всего то, что именно такие пустые конфликты и приводят чаще всего к трагедии.

И, наконец, великолепно, как всегда, читает Алексей Багдасаров. Мне кажется, этот мягкий голос рассказчика просто идеален: спокойные, мудрые и сочные интонации вполне соответствуют фону, на котором действие разворачивается.



Абрахам Вергезе - выдающийся доктор, один из самых авторитетных врачей Америки. Его первый роман «Рассечение Стоуна» провел 107 недель в топе бестселлеров New York Times

Что не так?

Пожалуй, мне кое-где мешало индийское кино) Реально, порою автор "включал Болливуд" и начиналось эротическое шоу или какой-то финт с переодеванием, или трагедия с заламыванием рук. Таких эпизодов не так уж много, но они есть. Просто предупреждаю.

Я старалась относиться к таким эпизодам как к местному колориту. Ну вот так люди представляют себе интересную жизнь. Или нормальную жизнь. Всё-таки они не европейцы. И это я говорю не с позиции: мы лучше, нет! Просто некоторые вещи надо принять, как факт.

Читали? Собираетесь?

вергезе, чточитать, рецензия, книга, отзывы, современное общество, чтение, психология

Previous post Next post
Up