Всем-всем советую! Это просто феерия!
Я люблю театр, но поскольку мои близкие этой любви не разделяют, каждый поход в театр становится событием. Поэтому, когда подруга пригласила меня в мастерскую Петра Фоменко, я была рада и счастлива. Если честно, мне было всё равно, что смотреть.
Во-первых, сам театр - знак качества, во-вторых, последний раз была в театре года два назад, и тоже в Москве: ходила с детьми на "Вдовий пароход". В-третьих, я люблю театр (см. выше)))
Программка спектакля сделана тонко, красиво, с юмором
Если вы внимательно смотрели интервью с актёром Кириллом Радцигом, то он там говорит о том, что театр начинается не с вешалки, а с дверной ручки. И это правда. Всё должно настраивать зрителя на другой лад, готовить к встрече с миром условным, но при этом требующим нашего, зрительского, участия. Но что может настроить лучше такой программки?!
О чём?
О сватовстве Ивана Кузьмича к Агафье Тихоновне. И чем это закончилось, все мы знаем. А кто не знает, идите в театр - это просто преккрасно!
Действующие лица
Женихи:
Подколёсин, служащий, надворный советник Иван Вакуленко
Яичница, экзекутор Василий Фирсов
Анучкин, отставной пехотный офицер Томас Моцкус
Жевакин, бывший моряк Степан Пьянков
Стариков, купец, гостинодворец Виталий Метлин
А также:
Кочкарёв, друг Подколёсина Юрий Буторин
Степан, слуга Подколёсина Борис Яновский
Софья Ивановна, сваха Мадлен Джабраилова
Агафья Тихоновна Купердягина, невеста Ольга Бодрова
Арина Пантелеймоновна, её тётка Елизавета Бойко
Дуняшка, девочка в доме Купердягиных Екатерина Новокрещенова
продолжительность спектакля 2.45 с одним антрактом
Что хорошо?
Итак, по Кириллу Радцигу, театр начинается не с вешалки, а с ручки - с дверной ручки, которую мы поворачиваем, когда входим в театр. Так вот, в мастерской Петра Фоменко даже ручки соответствуют! А уж какой вид открывается на ночную Москву-реку, это вообще красота (хотела сфоткаться, но оказалось, что не у меня одной возникло такое желание, поэтому пробиться к панорамному окну не смогла).
И вот - третий звонок. Свет гаснет, начинается дождь, на сцене появляется Иван Кузьмич и все остальные персонажи. Они идут через сцену - и под дождём у каждого проявляются главные черты характера: сваха суетлива, Яичница обстоятелен, "брачующиеся" счастливы.
С этими людьми нам предстоит провести три часа жизни, и они пролетят незаметно. Очень скоро мы начнём посмеиваться, а затем и в голос смеяться над репликами героев и ситуациями, в которые они попадают вольно и невольно.
Здесь актёры играют с нами, они буквально вовлекают в действо зрителей, они создают пространство, в котором мы с ними на одной волне. Безусловно, это заслуга актёров и режиссёра, но я всё время вспоминала, чей это текст, и как же он актуален до сих пор.
Как так получается, что Гоголь и Чехов, нашевсё Пушкин, да и Шекспир, в конце концов, не утрачивают остроты и живости?
Вернёмся к "Женитьбе". Здесь на самом деле в самой основе лежит какой-то изначальный страх мужчины перед этим событием, почти переходом из мира живых в мир потусторонний - женитьбой. Великолепен монолог Ивана Кузьмича, который реально начинается за здравие, а кончается за упокой.
Странный (с точки зрения женщины) страх. То есть, наверное, это вопрос философский: почему мужчине так сложно перейти в состояние женатого человека? Почему он, отдавая себе отчёт во всех плюсах этого положения, включая рождение наследников, всё равно противится изо всех сил?
Ведь вот и Обломов Илья Ильич на том же срезался - на женитьбе. Хотя явно любил Ольгу. И если вы думаете, что такая ситуация характерна лишь для русского барина 19 века, то нет. Точно такой типаж встретился мне в современном романе:
И, конечно, нельзя не отметить моё самое любимое в комедиях: душераздирающую драму, когда смешной вроде бы человечек, бывший моряк, внезапно вызывает такую острую жалось, такой прилив сочувствия, что хочется как-то утешить его, успокоить.
Невозможно хороши две центральные сцены с Агафьей Тихоновной: где она размышляет о том, какой трудный выбор из 4-х женихов:
- Вот был бы он один, я бы и не переживала!
А потом в самом конце почти - влюблённая Агафья Тихоновна мечтает о замужестве с Иваном Кузьмичём - и как же это волшебно! Тем сильнее нам становится её жаль в последней сцене.
Прекрасно играют все!
Но особенно я бы отметила Ольгу Бодрову и Степана Пьянкова. Почему-то именно они вызвали самое острое чувство жалости, подумалось, что вот они бы подошли друг другу, стали бы хорошими супругами... Вообще, конечно, жалко там всех, даже сваху с Кочкарёвым, которые во всей этой кутерьме и виноваты.
А какой вывод можно сделать из всего этого? Лично я подумала, что женитьба - дело не свахи и не друга, как бы сильно они не хотели женить. Дело это тонкое, и тут не надо торопить и заставлять. В этом смысле Гончаров в "Обломове" разрешил всё гораздо экологичнее, чем Гоголь.
А вы помните "Женитьбу"? Смотрели?
К сожалению, размер файла слишком большой, не могу поместить сюда видеоинтервью с актёром и чтецом аудиоиздательства ВИМБО Кириллом Радцигом, но вы можете посмотреть его
по ссылке.