Что смотреть: "Женитьба" Гоголя в театре Фоменко

Mar 28, 2024 13:01

Всем-всем советую! Это просто феерия!

Я люблю театр, но поскольку мои близкие этой любви не разделяют, каждый поход в театр становится событием. Поэтому, когда подруга пригласила меня в мастерскую Петра Фоменко, я была рада и счастлива. Если честно, мне было всё равно, что смотреть.

Во-первых, сам театр - знак качества, во-вторых, последний раз была в театре года два назад, и тоже в Москве: ходила с детьми на "Вдовий пароход". В-третьих, я люблю театр (см. выше)))



Программка спектакля сделана тонко, красиво, с юмором



Если вы внимательно смотрели интервью с актёром Кириллом Радцигом, то он там говорит о том, что театр начинается не с вешалки, а с дверной ручки. И это правда. Всё должно настраивать зрителя на другой лад, готовить к встрече с миром условным, но при этом требующим нашего, зрительского, участия. Но что может настроить лучше такой программки?!

О чём?

О сватовстве Ивана Кузьмича к Агафье Тихоновне. И чем это закончилось, все мы знаем. А кто не знает, идите в театр - это просто преккрасно!



Действующие лица

Женихи:

Подколёсин, служащий, надворный советник Иван Вакуленко

Яичница, экзекутор Василий Фирсов

Анучкин, отставной пехотный офицер Томас Моцкус

Жевакин, бывший моряк Степан Пьянков

Стариков, купец, гостинодворец Виталий Метлин

А также:

Кочкарёв, друг Подколёсина Юрий Буторин

Степан, слуга Подколёсина Борис Яновский

Софья Ивановна, сваха Мадлен Джабраилова

Агафья Тихоновна Купердягина, невеста Ольга Бодрова

Арина Пантелеймоновна, её тётка Елизавета Бойко

Дуняшка, девочка в доме Купердягиных Екатерина Новокрещенова

продолжительность спектакля 2.45 с одним антрактом



Что хорошо?

Итак, по Кириллу Радцигу, театр начинается не с вешалки, а с ручки - с дверной ручки, которую мы поворачиваем, когда входим в театр. Так вот, в мастерской Петра Фоменко даже ручки соответствуют! А уж какой вид открывается на ночную Москву-реку, это вообще красота (хотела сфоткаться, но оказалось, что не у меня одной возникло такое желание, поэтому пробиться к панорамному окну не смогла).

И вот - третий звонок. Свет гаснет, начинается дождь, на сцене появляется Иван Кузьмич и все остальные персонажи. Они идут через сцену - и под дождём у каждого проявляются главные черты характера: сваха суетлива, Яичница обстоятелен, "брачующиеся" счастливы.



С этими людьми нам предстоит провести три часа жизни, и они пролетят незаметно. Очень скоро мы начнём посмеиваться, а затем и в голос смеяться над репликами героев и ситуациями, в которые они попадают вольно и невольно.

Здесь актёры играют с нами, они буквально вовлекают в действо зрителей, они создают пространство, в котором мы с ними на одной волне. Безусловно, это заслуга актёров и режиссёра, но я всё время вспоминала, чей это текст, и как же он актуален до сих пор.

Как так получается, что Гоголь и Чехов, нашевсё Пушкин, да и Шекспир, в конце концов, не утрачивают остроты и живости?

Вернёмся к "Женитьбе". Здесь на самом деле в самой основе лежит какой-то изначальный страх мужчины перед этим событием, почти переходом из мира живых в мир потусторонний - женитьбой. Великолепен монолог Ивана Кузьмича, который реально начинается за здравие, а кончается за упокой.



Странный (с точки зрения женщины) страх. То есть, наверное, это вопрос философский: почему мужчине так сложно перейти в состояние женатого человека? Почему он, отдавая себе отчёт во всех плюсах этого положения, включая рождение наследников, всё равно противится изо всех сил?

Ведь вот и Обломов Илья Ильич на том же срезался - на женитьбе. Хотя явно любил Ольгу. И если вы думаете, что такая ситуация характерна лишь для русского барина 19 века, то нет. Точно такой типаж встретился мне в современном романе:



И, конечно, нельзя не отметить моё самое любимое в комедиях: душераздирающую драму, когда смешной вроде бы человечек, бывший моряк, внезапно вызывает такую острую жалось, такой прилив сочувствия, что хочется как-то утешить его, успокоить.



Невозможно хороши две центральные сцены с Агафьей Тихоновной: где она размышляет о том, какой трудный выбор из 4-х женихов:

- Вот был бы он один, я бы и не переживала!

А потом в самом конце почти - влюблённая Агафья Тихоновна мечтает о замужестве с Иваном Кузьмичём - и как же это волшебно! Тем сильнее нам становится её жаль в последней сцене.

Прекрасно играют все!



Но особенно я бы отметила Ольгу Бодрову и Степана Пьянкова. Почему-то именно они вызвали самое острое чувство жалости, подумалось, что вот они бы подошли друг другу, стали бы хорошими супругами... Вообще, конечно, жалко там всех, даже сваху с Кочкарёвым, которые во всей этой кутерьме и виноваты.

А какой вывод можно сделать из всего этого? Лично я подумала, что женитьба - дело не свахи и не друга, как бы сильно они не хотели женить. Дело это тонкое, и тут не надо торопить и заставлять. В этом смысле Гончаров в "Обломове" разрешил всё гораздо экологичнее, чем Гоголь.

А вы помните "Женитьбу"? Смотрели?

К сожалению, размер файла слишком большой, не могу поместить сюда видеоинтервью с актёром и чтецом аудиоиздательства ВИМБО Кириллом Радцигом, но вы можете посмотреть его по ссылке.

рецензия, театр, Гоголь, спектакль, женитьба

Previous post Next post
Up