При первом знакомстве с сюжетом сразу вспоминаешь"Собачье сердце", конечно. Но об этом в конце.
Я вообще люблю этого режиссёра, особенно его доголливудские фильмы - «Клык» и «Лобстер».
Поэтому, когда друг сказал, что "Бедные, несчастные" - это как бы продолжение "Клыка", в том смысле, "что случилось с героиней после того, как она вылезла из багажника" - я тут же поняла, что мне срочно надо это смотреть.
Кто знает, о чём речь, тот поймёт. А тем, кто не смотрел, советую самим увидеть. Но кратко скажу: в "Клыке" Лантимос рассматривает семью, в которой дети лишены нормального детства - они инфантильны и неразвиты, заперты внутри дома и не знают, что существует снаружи. В последней сцене дочь, сбежавшая из дома-тюрьмы, сидит в багажнике. Это открытый финал. И новый фильм - это попытка продолжить тему.
Новый фильм называется Poor Things, то есть я бы перевела это как "несчастные создания"или «твари» в смысле «творения», потому что центральная мысль здесь как раз о Создателе и его творениях, причём бог здесь не христианский - это намёк на миф о Кроносе и его отце и детях. Главная героиня Белла зовёт его папой и Господом - в оригинале она просто не выговаривает полное имя "Годвин", а произносит первый слог, как обычно делают дети, то есть "Год" («Бог»). В русской озвучке - "Господ" с ударением на первом слоге.
То есть вот эти все отсылки персонажа по имени Господ к тому, как отец ставил над ним эксперименты (например, одним из центральных событий мифа считается оскопление отца), равно как и все чудовищные создания самого Господа - это всё кусочки древнегреческого мифа. Господ - безумный учёный, гениальный хирург, способный приживить голову свиньи к телу курицы и мозг ребёнка поместить в голову его матери.
Именно это и случается с Беллой. И вот теперь на наших глазах она в теле взрослой женщины проходит все стадии развития мозга и взросления, в том числе младенчество, пубертат и осознанную стадию юности. Наблюдать за этим и страшно, и любопытно. Страшно любопытно.
Фильм поделен режиссёром на части, которые совпадают со стадиями взросления и отличаются не только содержанием, но и формой. Первая часть, младенчество, чёрно-белая. Кто-то считает, что малыши видят мир несколько по-другому и не воспринимают цвета. Белла в этой части по-младенчески жестока и своевольна. Она плохо координирует движения, но зато очень быстро осваивает речь. За ней приглядывает (и влюбляется) ученик доктора - Макс.
Младенчество Беллы и её создатель Господ
Но Белла растёт, развивается, ей становится интересно её тело и пробуждающаяся сексуальность. Этому периоду (я бы назвала его пубертатным) уделена целая глава - "Лиссабон". Путешествие туда - это не столько перемещение в пространстве, сколько познание мира и себя - для Беллы.
Интересно, что она быстро пресыщается сексом, ей становится это не так уж важно. Она начинает познавать мир через книги, через философию. И если бы не стечение обстоятельств, в её жизни секс не занимал бы такого большого места. Но - обстоятельства таки стеклись)
Одна из шикарных сцен - танец. Мне он показался одновременно отдельным шедевром и в то же время пародией на известную сцену в "Криминальном чтиве"
Многие считают обилие эротических сцен совершенно неоправданным в главе о взрослении. И совершенно точно - не эротичным. Смотреть всё это неприятно. Ну, не знаю, можно пролистать. А можно смотреть с точки зрения стёба над всеми этими парижскими домами терпимости, этими чудовищными искажениями прекрасных человеческих отправлений.
Лантимос, как и в предыдущих фильмах, показывает нам, что случается с мужчинами и женщинами, если в их отношениях нет любви, а есть лишь похоть. Кстати, здесь и музыка в борделе соответствующая, совершенно механистическая и лишённая гармонии.
Но героиня взрослеет, хочет учиться и стать врачом и переходит к следующему этапу - возвращается к Господу и своему жениху Максу.
Здесь у неё происходит очень значимый диалог с Максом, когда тот провозглашает все либеральные установки нынешнего времени - он совершенно толерантен к прошлому Беллы и считает, что "её тело - её дело", абсолютно в духе современного феминизма. И тут как раз происходит и проверка этих лозунгов: Белла выбирает очень неоднозначное развитие событий, которое приводит к неожиданным последствиям.
Завершается фильм сценой либерального рая - страшной и смешной одновременно.
Вообще фильм, безусловно, очень красивый, с тонкими проработанными деталями, прекрасным саундтреком и мастерской игрой актёров. Буквально все хороши, но особенно трое: Эмма Стоун, Уиллем Дефо и Марк Руффало. Прекрасно всё это сделано, хотя - повторюсь! - страшно. Вообще все фильмы Лантимоса работают именно так: он не боится нас пугать, каждый раз показывая, насколько уязвим человек, насколько он хрупок и беззащитен.
И вот тут снова я хотела бы вернуться к "Собачьему сердцу" Булгакова. О сходстве вы уже поняли: в обоих произведениях гениальный хирург пересаживает мозг (или часть мозга) одного существа другому - с абсолютно непредсказуемыми последствиями. Но если у Булгакова творец, посягнувший на звание бога, разочаровывается в своём творении и возвращает всё к начальной точке, то у Лантимоса вроде бы все счастливы и довольны: уроды доктора Господа живут в собственном мирке, пьют шампанское в саду на солнышке и совершенно довольны собой и жизнью.
Однако наблюдать эту идиллию реально неприятно. Лантимос, в отличие от Булгакова, не даёт нам ни оценок происходящего, ни путей выхода из этого жуткого мира.
Он просто наблюдает за всем со стороны и показывает нам: вот, женщины, вы хотите жить такой "прекрасной" жизнью без мужчин (или с мужчинами, сведёнными до статуса животного)?
Вот, мужчины, вы хотите быть такими животными?
И если не хотите, то надо нам с вами что-то менять. Надо найти другие способы взаимодействия - такие, чтобы не надо было бросаться из крайности в крайность и унижать друг друга.
Соглашусь с моим мужем, который сказал, что Лантимос этим фильмом "взломал Голливуд", умудрился поставить себе на службу самый косный аппарат пропаганды богатства и благоденствия Америки. Чего только стоит сцена в Александрии, когда Белла не просто наблюдает со стороны, а видит смерть и страдания бедняков и нищих на фоне роскоши богачей.
Одна из самых важных трагических сцен в фильме - умирающие дети
И вот что ещё интересно. Это адаптация научно-фантастического романа Аласдера Грея (умер в 2019 году). Йоргос Лантимос не только прочел и полюбил книгу, он лично встречался с Греем в Шотландии и получил благословение на съемки.
А Грей признался, что дал свое согласие в том числе из-за фильма «Клык», о котором я немножко упоминала выше и рассказывала подробно в отдельной рецензии. Грей показывал Лантимосу Глазго и все значимые места, описанные в книге, включая университет, в котором он преподавал.
В общем, друзья, советую. Это очень интересное кино.
Кому интересно, здесь мои отзывы на фильмы -
"Клык" и "
Лобстер". А кто читал Грея? Стоит?
А фильм смотрели? Будете?