Костры инквизиции полыхают в каждой серии фильма. Сцены пыток, равно как и любовные сцены, сняты со знанием дела и любовью к почившему автору бестселлера, который при жизни благословил сценарий. Первая экранизация романа показалась Умберто Эко настолько плохой, что он долго не давал согласие на съемки своих произведений. Однако сейчас фанаты с удовольствием сравнивают обе версии - старый фильм и новый свеженький сериал. Часто, увы, не в пользу сериала. Нам не угодишь.
Что до меня, то я получила удовольствие от красоты съемок и игры прекрасных актеров. Приятно. что на роль Адсона выбрали столь юное создание (Дамиан Хардунг), что в его невинность свято веришь. Вообще любовная линия послушника с "ведьмой" безупречна. Но еще приятнее то, что эта история, как и в книге, не затмевает важные размышления мэтра о церкви и вере. Прения с францисканцами - это те самые вечные вопросы, которые не теряют актуальность и сейчас. Да-да, вот только закончила смотреть сериал, как в ленте фб увидела не менее острые и жаркие прения по поводу матушки- победительницы конкурса красоты. До сих пор народ не понимает, что такие вещи- дело совести каждого христианина, что не можем мы коллективно лишать свободы воли ни одного человека. Читая комменты современных инквизиторов, я понимаю, что первой претенденткой на сжигание стала бы эта неудобная, слишком откровенная и явно соблазнительная матушка.
Весь сериал монахи-францисканцы во главе с ученым братом Вильгельмом ( умнейший и тонкий Джон Туртурро) отстаивают свое право носить вретище и стяжать Духа Святаго вместо материальных благ. Спорят о том, греховен ли смех. При этом почти никто, кроме Вильгельма, конечно, не сомневается в том, что женщина - сосуд греха. Все принимают эту мысль как общее место. Да, один грех от этих женщин, сжечь их всех на кострах, и не будет ни похоти, ни страсти, ни прочих напастей для мужчин.
Интересна сцена с инквизитором ( великолепный Руперт Эверетт) и "ведьмой". Вот его вроде уговорили, он согласился ее не сжигать и приходит к ней в подвал. И тут запах женщины приводит его в такое помрачение, что он велит тут же вести ее на костер. То есть вот так: сама виновата. Не инквизитор не может побороться со своими "страстьми и похотьми", а "ведьма" его искушает. Потому что женщина. Сосуд греха.
Но главная мысль книги и сериала даже не в этом. Любое неумеренное и единоличное стяжание - будь то собирание драгоценностей, земель или - внимание! - знаний и книг - ведет к страшному перерождению души. В этом смысле блестящий образ слепца и прозорливца монаха Хорхе (Джеймс Космо) - это стержень сериала. До какой степени помрачения надо дойти, чтобы в борьбе со смехом собственноручно создать чудовищный лабиринт со всевозможными страшными и даже смертельными уловками и ловушками только для того, чтобы не допустить ни одного человека к одной-единственной книге - закройте глаза, кто не читал и не смотрел, будет спойлер - Поэтике Аристотеля!
В свете последних событий, скажу, что он таки был прав. Смех - оружие само по себе настолько страшное и действенное, настолько разрушительное, что его давно и с успехом используют власть имущие, Вся эта карнавальность современной политической культуры, все эти стендаперы, комеди-клабы и кварталы призваны переключить внимание зрителя и избирателя с насущных проблем на "смех и радость". Чего проще: рассказал анекдот, все посмеялись, выпустили пар, а с ним и всякий революционный дух.
Но все же, все же я остаюсь при своем мнении: книгу Умберто Эко надо читать обязательно. Пусть даже после просмотра сериала. Над каждым его словом стоит остановиться и подумать.
А вы что думаете? Книга или сериал?