Ко мне приехала подруга. Крестная Александра ( она не только крестила его, но помогала мне - гуляла с малышом, укачивала на своих больших теплых руках, когда в моих собственных не оставалось ни тепла, ни силы). Монахиня из того самого монастыря, где мы прожили самые сложные и самые важные два года жизни.
Она очень много помогала мне в деревне: учила горожанку топить печь и готовить в новых условиях, советовала мне, как лучше поступить в той или другой ситуации, а когда я заболела, ночевала у меня, выпаивала чаем с малиной, кормила мёдом и ухаживала лучше, чем родная мама. А было-то ей всего лет 20 с небольшим. Я была в то время намного старше. Глядя на неё, я поняла, что дело вовсе не в возрасте. Есть люди, которые мудры и рассудительны то ли от природы, то ли Господь вразумляет - не знаю. Во всяком случае, матушка была практически необразованная: читала по-русски с трудом, а вот по церковно-славянски - очень бегло. Светское имя у неё было - в честь "Евгения Онегина", которого она так и не читала. Росла она в глухой деревне, поэтому занятия в её школе отменяли то по причине сбора урожая, то по причине посадки. Зимой иной раз было просто слишком холодно, чтобы идти в школу. А иногда приходилось выбирать: либо идти в школу, либо идти за сеном для коровки, и коровка перевешивала, конечно. Матушка говорила, что она пришла в монастырь по молитвам своей бабушки Ульяны, которая считала образование делом совершенно ненужным, зато учила девочку молиться и верить...
Однажды после службы я едва успела растопить печь, как услышала звонок домашнего телефона (его буквально на днях поставил муж, чтобы можно было иметь со мной связь - роды были не за горами, он уехал в Москву и ужасно волновался, а сотовых телефонов массово ещё не было - во всяком случае у нас не было). Я ужасно удивилась, но трубку взяла. И услышала совершенно незнакомый женский голос.
- У вас собака пропала?
- Сейчас? Нет... то есть уже давно - месяца три назад...
- Так вот, беги на хутор Х., там её сейчас убьют, если ты не придёшь!
- Что?! Почему убьют?
Трубку бросили. Я в полной растерянности. Во-первых, я географию села плохо знаю и имею совершенно смутное представление об этом хуторе. Во-вторых, как бросить Тиму одного с Геркой (Катя в монастыре репетирует на клиросе к празднику)? В-третьих, я уже сильно беременная, где-то 7-8 месяц. Но - Шмеля-то жалко, если это действительно он. Надо выручать дурачка! Звоню в монастырь. На счастье, трубку берёт м. Домника и обещает разобраться. Только положила трубку - опять звонок от этой женщины, опять всё те же угрозы убийства собаки, только новое предложение: бери мужчин из монастыря и приходи на хутор. Тима вдруг начинает носиться вокруг печки и "воевать" с бабкой Ёжкой. Герка большими глазами смотрит на меня и ждёт, что я скажу. Опять звонок. Это м. Домника. Она созвонилась с батюшкой (он как раз вместе с матушкой-игуменьей поехал к владыке и его не было в монастыре) и получила благословение идти ко мне.
- Ты меня жди и никуда не уходи. Батюшка сказал, что это местные чудят: однажды вот так же организовали драку смальчишками-сиротами из монастыря.
Пока я жду матушку, женщина звонит ещё два раза, бросая трубку, как только я прошу её сказать, кто она или объяснить подробно, что происходит. У меня начинают дрожать руки, а сердце колотится так, что слышно, пожалуй, и детям. Главное - их не перепугать. И интересно, выдержит ли дверь, если начнут ломиться. За окном начинает темнеть.
Наконец, приходит матушка, сразу начинает читать акафист Михаилу-Архангелу. Советует мне на звонки больше не отвечать. А звонки продолжаются. Где-то к середине акафиста по всей улице начинают бешено лаять собаки. Я слышу нарастающий шум, гул пьяных мужских голосов. Толпа останавливается рядом с нашим домом. Выглянуть в окошко я боюсь. Стараюсь не думать про двери и запоры. Матушка невозмутимо дочитывает акафист и кропит дом святой водой - прямо своими чётками вместо кропила. Тимка успокаивается и засыпает у меня на руках. Стук в дверь. Матушка произносит молитву и открывает. Это Катя пришла.
- Ты кого-нибудь видела на улице?
- Нет...
Конечно, мы вспоминали свою дружбу 16 лет назад (ровно столько не виделись, но переписывались), делились новостями - в основном радостными (не хотелось грузить друг друга). И знаете, что я поняла? Любовь - вот самая главная сила, которая держит людей на этой земле.