Прочитала на матронах
интервью с матушкой Анной Журавлёвой и искренне порадовалась за неё и за батюшку. Кульминацией истории для меня стала её молитва о воссоединении после развода. Она не требовала у Бога вернуть мужа любой ценой и при любых раскладах, она просила дать ему такую же любовь к ней, какая есть у неё к нему. И все полседующие события удивительны и чудесны возрастанием именно такой любви, которая позволила простить, забыть плохое и начать всё с чистого листа. Два года потребовалось этой паре, чтобы понять правду о самих себе - о том, что нельзя разъединить то, что Господь соединил. Сказочная история - в самом хорошем смысле. И вдохновляющая, по-моему. Особенно для тех, кто сейчас переживает кризис и близок к разводу (а через это, я знаю, каждая семья рано или поздно проходит). И уникальность опыта этой семьи как раз в том, что они даже после официального развода нашли в себе силы восстановить семью и возродить счастье силой любви и молитвы.
А потом я почитала комменты. Нет, я была готова к этому: сама не один раз нарывалась на осуждение и "компетентные диагнозы" после самых личных и открытых, а потому и самых беззащитных своих рассказов на этом портале. Но со стороны всегда виднее. И вот сейчас я читала безапелляционные приговоры совершенно незнакомым мне людям - и батюшке, и матушке - приговоры за грехи двадцатилетней давности, и поражалась женскому жестокосердию (потому что там аудитория сугубо женская, кто не в курсе). И вот удивительно, но опять нашлось всего два-три голоса, которые увидели в этой истории не повод извергнуть батюшку из сана и всячески осудить его матушку за мягкотелость и попустительство, а также всем надоевшую жертвенность, а встали на защиту личного откровения и вспомнили о заповеди "не суди". Я понимаю, что многие примеряют эту историю на себя и вполне могли бы написать примерно так: "История эта не годится для моей ситуации - я не могу так поступить, потому что нет у меня ни такой силы духа, ни столько прощения и смирения, да я к нему и не стремлюсь, потому что считаю любую женщину самостоятельной личностью и не собираюсь "прогибаться" под предлогом любви к какому-то мужчине." Но там писали так: батюшка не достоин сана, подлый эгоист, священноначалие попустильствует греху, а женщина ведёт себя неправильно и унизительно. Раз десять на разные лады с уверенностью сказали, что после развода священник не имеет права служить. А на самом-то деле, развод, как и вдовство, открывает перед священником два пути служения: целибат и монашество. Если батюшка не женится второй раз, он вполне может продолжать служить. В случае с этой парой все нюансы соблюдены: жена так и осталась единственной для священника-мужа. Что не так? И речь-то в интервью совсем не об этом. В общем, очень сочувствую матушке. Хорошо представляю себе, как больно осознавать, что ты всю душу вывернул наизнанку, сердце раскрыл - помните монолог Писателя из "Сталкера" Тарковского? "Сожрут и душу, и сердце!"
Знаете, друзья, это ужасно грустно осознавать, но наше стремление судить и приговаривать достигло уже критической точки, по-моему. Если мы не остановимся, нас однозначно ждёт судьба общества из последней серии "Чёрного зеркала" - "Ненависть нации". Разве есть у нас право так жёстко расправляться с теми, кого мы даже не знаем лично?