Невиданное и непредставимое чудо Рождества Христа-младенца издавна вызывало в людях желание быть сопричастным. Нам тоже хочется чудес - и маленьких, бытовых, и больших - духовных. Не это ли чувство заставляет взрослых поддерживать в детях любовь к Деду Морозу и ожидать подарков под ёлочкой? Да, какие-то чудеса мы можем сделать своими руками. И хочется - очень хочется! - верить, что именно в эти волшебные Рождественские дни (и ночи) с нами произойдут самые удивительные события, которые могут изменить всю последующую жизнь.
Святочный рассказ с самого своего появления и был рассказом о таком чуде. Причём масштаб его мог быть совершенно различным - от глобального изменения души и перерождения (то есть нового рождения - личного Рождества) до камерного события в жизни семьи. Но всегда это чудо неожиданно и приятно.
Пожалуй, самый классический святочный рассказ - это «Рождественская история» Диккенса. Это повествование о жестоком и чёрством скупердяе Скрудже , который с помощью Духа Рождества (настоящего, прошлого и будущего) становится совсем другим человеком: щедрым, милостивым и весёлым. Очень удачна экранизация повести - мы смотрим её каждый год на Рождество с неизменным удовольствием.
Но ещё интереснее читать о маленьких чудесах «внешнего» преображения: о мальчике-музыканте (рассказ «Тапер»Куприна), который встречает на ёлке свою судьбу в лице знаменитого Рубинштейна, о маленькой девочке, готовой продать единственное своё сокровище, чтобы вылечить маму ( «Кукла Рождественской девочки»Несветовой), о настоящем докторе Пирогове, который изменяет жизнь целой семьи( «Чудесный доктор» Куприна). А у моего любимого Лескова есть целый цикл таких рассказов.
Вот приблизительный список Рождественских рассказов, которые вы можете читать своим детям во время Святочных праздников. Кстати, на Руси так и возник рождественский святочный рассказ - из устных историй, которые рассказывали друг другу на посиделках в период от Рождества до Крещения.
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»,
Г.Х. Андерсен «Ель»
Сюда же можно отнести и сказку «Снежная королева»
Леонид Андреев «Ангелочек»
Н.П. Вагнер «Телепень»
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
П. Засодимский «В метель и вьюгу»
А.И Куприн «Тапёр», «Чудесный доктор»
А.И Куприн «Бедный принц»
Сельма Лагерлеф «Рождественский гость»
Сельма Лагерлеф «Святая ночь»
Н.С. Лесков «Жемчужное ожерелье»
Н.С. Лесков «Неразменный рубль»
Н.С. Лесков «Под Рождество обидели»
Н.С. Лесков «Христос в гостях у мужика»
Н.С. Лесков «Зверь»
Клавдия Лукашевич «Рождественский праздник»
Г. Петров «Дары Артабана»
В. А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель»
Захарий Топелиус «Рождественский подарок ангелов»
Н.Д. Телешов «Елка Митрича»
К.М. Станюкович «Ро ждественская ночь»
А.П. Чехов «Ванька»
Ю.Несветова «Кукла Рождественской девочки»
Они безусловно сентиментальны. Но это не для того, чтобы выжать слезу у доверчивого читателя, это потому, что в каждом из них заключён кусочек веры и доверия, доброты и любви, радости и умиления. Они очень детские и порою слишком наивные, но разве не этого иногда нам так не хватает - наивного и детского восприятия жизни, как чуда? Читая святочные рассказы, окунаешься в мир волшебной сказки, которая окружает нас, независимо от того, верим ли мы в неё, хотим ли личного преображения или устройства своих бытовых проблем. Но что самое интересное, с теми, кто читает эти рассказы, происходят самые настоящие чудеса. Не верите? Проверьте! А я пока расскажу вам подлинную историю, которая произошла со мной в детстве. Некоторые из друзей её уже слышали, так что можно просто дальше не читать.
Однажды под Рождество я сильно заболела. Наверное, от переживаний: пропал мой любимый пёс Микошка. Его я взяла слепым щеночком у каких-то дальних родственников прошлым летом. Мы с бабушкой зашли как-то к ним в гости, а они пожаловались, что их собака-такса принесла щенков от пинчера: половина помёта - таксики, половина - пинчерята, их ещё можно пристроить, а один уродец, жуткая смесь. И правда, длинное туловище таксы на пинчерских ножках, и даже мордочка смешанная - ни то, ни сё. А мне он показался милым.
"Что же вы будете с ним делать?" - "Да что? Утопим!" Я взяла его домой, кормила из соски, ухаживала. Помню, как болел у него животик, раздувался розовым шаром. Как везла его от бабушки из Донецка в Севастополь в большой корзинке... А вырос он в умного, на редкость сообразительного пёсика и самого преданного друга. И вот он пропал. Мы с мамой исходили всю балку - нет и нет! Тут к вечеру и поднялась у меня температура. И росла, и росла...
Сначала казалось, что белый холодный потолок надвигается на меня и хочет заморозить. Потом потолок стал горячим и решил меня сжечь. И вдруг в какой-то момент я чётко увидела ворота, а за воротами Микошку на верёвке. Где это? "Камера" отъехала, и я совершенно отчётливо увидела улицу над ЦУМом и запомнила этот дом. Я сразу рассказала свой сон (или видение) маме и опять уснула.
Утром мама пошла на это место, увидела ворота, которые я ей описала, но всё не решалась войти. А когда вошла, Микошка действительно сидел на верёвке. Она крикнула хозяев и, раз никто не откликнулся, просто отвязала Микошку и пошла домой.
Это было утро 7 января.
С Рождеством Христовым!