"Маленькое Чудо". Патрик Модиано

Oct 15, 2016 15:40

Раз уж зашёл разговор о Нобелевских лауреатах. Делюсь "лауреатом" позапрошлогодним)

Маленькое чудо для меня - открытие этого писателя.
Два года назад в октябре стал известен лауреат премии в области литературы - им стал французский писатель Патрик Модиано за «раскрытие внутреннего мира человека времён немецкой оккупации».




Модиано родился в 1945 году в пригороде Парижа в семье бизнесмена и актрисы. Его первый роман - «Площадь звезды» (La place de l’étoile) - был опубликован в 1968 году и сразу же принёс автору известность. С тех пор он написал более 20 романов, последний из опубликованных на сегодняшний день - «Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier» (название можно перевести как «Чтобы ты не потерялся в квартале»). Он издан 2 октября 2014 года. Модиано - автор, не обойдённый вниманием критиков, он не раз получал престижные награды: в 1972 году он стал обладателем премии Французской академии за роман «Бульварное кольцо», в 1972 году - получил Гонкуровскую премию за роман «Улица тёмных лавок», он лауреат Литературной премии князя Монакского и международной премии Чино дель Дука.Существует общее, весьма популярное мнение, что после "Площади Звезды" (1967) Модиано пишет одну и ту же книгу.Сам Модиано отвечает так: в нашу эпоху невозможно писать так, как писали Дюма, Гюго или Золя. Эпопеи, романы-потоки, романы-реки, многотомные романы - все это отныне невозможно. Отсюда и стиль фрагментов, мозаики, осколочный стиль. Патрик Модиано известен своей чудовищной застенчивостью и ... косноязычием. Он недоговаривает фразы, говорит обрывками, отрывками фраз, его нужно расшифровывать. И при этом он - один из лучших современных писателей, тонкий стилист, Глен Гульд французского языка.

Буду его ещё читать.  А этот небольшой роман очень понравился. Сама тема мне интересна. Дело даже не в том, что сейчас психология человека времён оккупации (и вообще войны) становится весьма актуальна. Здесь вечная тема: ребёнок как жертва нелюбви родителей. Не могу спокойно такое читать. Мир человека вообще хрупок. Мир ребёнка - хрустально хрупок. И вот это тонкий звон разбивающегося ребёнкиного сердца слышен на каждой странице. При этом - ни слова осуждения в адрес матери. Фальшивая Смерть, Немка, графиня Ольга, Сюзанна... сколько имён для несостоявшейся балерины, актрисы единственного фильма, которая умеет играть нежность к своей дочери только на съёмочной площадке. По крупицам, на обрывках записных книжек и тетрадных листов, в дебрях детских,  но не стёртых из памяти воспоминаний  и ночных кошмаров,  девушка собирает  портрет совей матери. Зачем? Чтобы понять, нельзя ли «в последний раз попробовать подняться по течению лет, чтобы разобраться… узнать, не было ли другого пути и не могло ли все сложиться иначе»...
Удивительные бесплотные люди в пустых комнатах, странная девочка - будто двойник Терезы, молодой человек, аптекарша приходят на страницы так же призрачно, как герои невесёлого детства самой девушки. Грань между воспоминаниями и реальностью так тонка, что и сама героиня путается в этой паутине теней, призраков и прохожих в жёлтых пальто... В книге почти нет диалогов. Это практически сплошной монолог восемнадцатилетней одинокой девушки, которая приехала в Париж разбудить воспоминания детства, разобраться в себе и... простить свою мать за предательство?

проза, книга, открытие, приятности, любовь

Previous post Next post
Up