Пациенты

Aug 19, 2016 13:39



Спешу поделиться открытием актёра и сериала. Гэбриэл Бирн. "Пациенты".  Если вы ещё не смотрели, обязательно попробуйте. Потому что очень стоящая вещь.

Мне вообще психология и психотерапия были всегда интересны, поэтому я ужасно обрадовалась, когда его нашла. А ещё лучше то, что смогла посмотреть сразу все три сезона, пока болела. Поэтому получилось очень цельное впечатление. Будете смотреть, советую сразу по пять серий. Они вместе составляют как бы один зконченный цикл терапии - одну рабочую неделю психотерапевта. Там интересная структура вообще: каждая серия - это один сеанс с пациентом, а сеансов за неделю четыре - с разными пациентами. Пятая серия - это сеанс личной терапии самого доктора.



Я давно не испытывала такого чувства, когда всего два человека заставляют тебя напряжённо следить за своим диалогом. Разве что в театре давным-давно. Никакого экшена, никакой смены картинки. Два человека сидят друг напротив друга в креслах и говорят, причём больше говорит пациент, но как врач его слушает, какие вопросы задаёт, какое направление придаёт разговору - это просто надо видеть. Сначала было очень трудно включиться, понять, что к чему, какие проблемы обсуждаются. Да и герои, если честно, не вызывали особой симпатии. Что с них взять? Больные же люди. Ну а потом я вдруг поймала себя на мысли, что начинаю переживать за них, что мне очень хочется им помочь, что я невольно вовлекаюсь в сам процесс терапии и неожиданно нахожу какие-то ответы на свои собственные, глубоко личные  вопросы и недоумения. И конечно, огромную симпатию вызывает доктор Пол Уэстон, который так успешно справляется с чужими непростыми проблемами, а свою личную жизнь наладить так и не может. В первом сезоне он входит в кризис, да так и не выходит из него даже к концу третьего... И это ужасно жаль. Помню, недавно читала в интернете статью, где автор с лёгкостью "проехался" по психологам: мол, разведённые психологи учат нас сохранять семью. И мне так грустно стало за всех бедных психологов, которые реально несут огромные моральные нагрузки и истощают себя с пациентами до такой степени, что на семью просто не остаётся сил. Наверное, супруги психологов должны быть очень чуткими и понимающими. В жизни-то получается наоборот: раз ты психолог, будь добр дома вести себя, как на сеансе - не обижаться, терпеть оскорбления, всё понимать и прощать... А это вообще возможно?



На протяжении всех трёх сезонов личные психоаналитики Пола (сначала его старшая подруга и преподавательница, а в третьем сезоне - молодая, но такая же "правильная" леди) помогают ему разобраться с самим собой и всё пытаются подвести его к мысли, что нельзя нарушать правила, что надо держать дистанцию и не нарушать границы отношений ни при каких обстоятельствах. Но Пол так не умеет. Он везет в больницу свою юную пациентку, наглотавшуюся таблеток. Он ведёт на химиотерапию другую, у которой потеряна связь с родными, а восстанавливать её слишком долго. Он принимает юношу, которого выгнали биородители чуть не среди ночи, потому что тот на грани срыва. Наконец, он каждый сеанс устраивает чаепитие клиенту-индусу, который пребывает в депрессии после приезда из Индии в Нью-Йорк. Всё это против правил. Но всё это по-человечески.



Может быть, практикующие психотерапевты укажут мне на непрофессионализм и найдут в сеансах какие-то ошибки врача. Не знаю. Для меня это просто врач моей мечты. Потому что мне кажется, что отношения с врачом, доверие ему - это главное условие успешного лечения. А как я могу доверять врачу, который ставит правила выше обстоятельств? Пространство кабинета - это пространство абсолютного доверия. Пол обещает. что ничего не выйдет за стены этого кабинета. Пациент может говорить здесь всё, что угодно. "Не извиняйтесь," - несколько раз напоминает он Эприл, когда она забывает об этом. И вопросы на сеансах поднимаются самые важные: взросление детей, развод родителей, отношения в паре, старение, отношения с родителями взрослых детей, неизлечимые болезни - как себя вести в этих тяжёлых ситуациях, как выдержать, как помочь. Особенно ярко сыграли подростки. Сколько боли и неустроенности всплывает в их бурлящем мозгу! Чего только они не вытворяют со своим сознанием! Вся эта дерзость и бравада скрывает жуткое одиночество: они отталкивают самых близких людей, потому что не понимают, что с ним происходит.



Среди многих тем меня поразило одно открытие: наши воспоминания, оказывается, не являются чем-то неизменным. Мы их можем приукрасить или затушевать, а можем и вовсе переделать в угоду своим представлениям о действительности. Например, Полу помогает вспомнить правду об отце его старая школьная подружка, а одной из пациенток - её мама. Тут уместно заметить, что каждый случай терапии - это в чём-то детективная история: нам нужно понять суть проблемы, найти её истоки, раскопать корни, которые пациент, как правило, очень тщательно зарыл (а иной раз и замаскировал) в своём подсознании. Полу приходится искать "улики", проводить "дознание" не только с пациентами. но и со своим подсознанием. Например, теме смерти и неизлечимой болезни отца Пола (и сестре одной из пациенток) отводится очень много внимания. Очень важным оказывается успеть примириться с умирающим родственником.



Мне понравилось, что сериал  жизненный даже в деталях: реально Пол довёл до завершения терапии всего несколько пациентов. Одни  с ним преждевременно расстались по разным обстоятельствам, другие перешли на новый этап лечения, но нам этого уже не показали, да и сам Пол по своим каким-то соображениям не доводит свою личную терапию до конца. Однако каждый раз к концу сезона возникает чувство прорыва: каждый пациент (и его доктор, конечно) сильно, порою кардинально меняются. Подростки налаживают отношения с родителями, старики - со своими выросшими детьми, пары если и не воссоединяются, то по крайней мере перестают быть враждебными друг другу. Даже индус в конце концов получает то, что он просил у Пола на первом сеансе, хоть это и совсем не то, что хотел дать ему доктор. Но самой большой победой можно считать то, что пациенты начинают лучше понимать, чего они действительно хотят.



Герой Бирна - главное действующее лицо всех эпизодов и очень крутой актёр. Мы потом его специально посмотрели в "Перекрёстке Миллера" братьев Коэн. Как будто два разных человека играют. Но и остальные актёры превосходны. Особенно мне понравились Мия Васиковска (девочка-гимнастка), Дайэн Уист(психоаналитик Пола), Джон Махони (старик Уолтер), Дэйн ДеХаан(подросток-гей Джесси), Ирфан Кхан(индус), Элисон Пилл (Эприл), Хоуп Дэвис(Мия), Дебра Уингер(актриса Фрэнсис). В общем, это очень качественный сериал. И очень жаль, что он завершён. Вот такое я бы смотрела хоть 20 сезонов)

сериал, жизнь, здоровье, психология, фильм, смерть

Previous post Next post
Up