Продолжаем разговор. Мне тут по поводу вчерашней статьи подкинули в тему: "
Медиатор" И хотя само слово "медиатор" вызывает у меня фольклорные ассоциации, речь идёт о другом.
"
- Когда откуда-то уходит дух соседства, туда входит полиция. - Нильс Кристи говорит с нами очень ясно и просто, как с детьми. - Люди теперь часто переезжают с места на место и не знают своего окружения. Это заставляет в урегулировании конфликтов опираться на полицейские меры. В маленьком сообществе гораздо больше возможностей встречаться, договариваться, замечать друг друга. Очень важно, чтобы люди знали своих соседей, были связаны со своим окружением. Мне гораздо больше нравится соседский контроль, чем полицейский…
- В России очень плохая ситуация с доверием людей друг к другу, - говорит Кристи. - По статистике она находится где-то в самом низу списка. Ваши трудности с самоуправлением, неспособность людей организовать свою жизнь без указаний сверху - это все связано с взаимным недоверием. Если бы у меня была еще одна жизнь, я бы переехал в Россию и убеждал бы людей доверять друг другу.
Он и так часто здесь бывает и со страстью убеждает, несмотря на свои 83 года.
- Кстати, единственный раз, когда на меня напали, был здесь: меня ограбили прямо на Невском проспекте, - радостно рассказывает профессор. - Я, конечно, разозлился тогда, но думаю, если бы мы познакомились с этим вором, оказалось бы, что это тоже вполне нормальный человек.
Вот так, приезжает и учит нас, как жить. То ли русофил, то ли русофоб - похоже, и то и другое одновременно, как и мы сами."
Впрочем, читайте сами. Но меня его слова зацепили. Да, именно недоверие! И как это возможно совместить с верой? Да никак! Вот потому церковное возрождение и захлебнулось в первых восторгах. Мне кажется, всё это очень глубоко взаимосвязано: доверие и традиция. И ещё - традиция и традиционализм - это не одно и то же, как ни странно. Но это надо отдельно говорить.