Вдруг поняла, что я обычно пишу только о тех книгах и фильмах, которые сильно понравились. И правда - какой смысл писать о том, что тебя не заинтересовало? Но фильм «Как я теперь люблю» - видимо, исключение. Не могу сказать, что он мне безусловно понравился - так, чтобы не обращать внимания на какие-то мелкие просчёты и недостатки. Но вот уже несколько дней он не выходит у меня из головы. Он заставляет думать.
Во-первых, меня очень волнуют проблемы подростков. Наша семья пережила уже два переходных возраста у старших детей, теперь трое средних вошли или ещё вступают в эту опасную область. Поэтому я с большим сочувствием и пониманием наблюдала страдания Дэйзи. Да, ребёнку в 15 лет свойственно не любить своё тело, свою внешность, своё имя и даже свою семью. Все эти чудовищные вихри мыслей в голове, вызванные то ли нашествием гормонов, то ли недостаточной чуткостью взрослых - всё это мы проходили. В большей или меньшей степени. И с годами мне кажется, что нашим детям становится всё тяжелее проживать этот период. Дети чувствуют свою оставленность, своё полное одиночество во враждебном мире. Взрослые требуют только послушания, а это последнее, что волнует сейчас подростка. Ему, наоборот, хочется выйти за рамки, испробовать чего-то явно запретного. Ну, хотя бы надерзить старшим. Ну, хотя бы самоутвердиться за счёт младших. Вот этим и занимается Дэйзи в начале фильма. Голоса в её голове постоянно внушают ей какие-то правила, почерпнутые из интернета - неживые, нежизненные, неестественные. Она не ест нормальную еду и не пьёт неочищенную воду. Она боится купаться в речке - а вдруг там куча бактерий? Она ограничивает себя даже в проявлении добрых чувств по отношению к двоюродным братьям и сестре.
Во-вторых, я люблю фильмы про многодетных. Мне всегда интересно посмотреть: а как это происходит у других? И чаще всего я понимаю, что у нас у всех всё примерно одинаково. Многодетные создают вокруг себя особый мир, завлекающий в зону своего комфорта и некоторых окружающих. В фильме ими оказались Дэйзи и соседский паренёк Джонни. Все пятеро детей оказываются в одном доме практически без взрослых. Лишь несколько кадров объясняют отсутствие тёти Дэйзи - мамы Эдди, Айзека и Пайпер: она появляется всего-навсего для того, чтобы сообщить о своём отъезде на конференцию и мимоходом сказать, что умершая мама Дэйзи любила бывать в этом доме. Понятно, что эта самая тётя и "виновна" в атмосфере открытости, любви и радости, царящей здесь. Атмосфере, пугающей её племянницу. Ведь Дэйзи привыкла, что мир враждебен. Она искренне считает, что папа отправил её к этим родственникам, чтобы избавиться от неё. Она не ждёт и не ищет добра ни в каком виде ни от кого. Тем разительней перемена, которая происходит в ней под воздействием магии любви в этом странном месте. Да, здесь всё кувырком, здесь нет ни стерильности, ни порядка, который так привычен, который успокаивает. Здесь каждый занят своими собственными интересными делами, но готов ими делиться с любым - с гостем или соседом, с братом или сестрой. Да сама природа этого глухого уголка Англии располагает к счастью: зелёные холмы, на которых пасутся стада коров, густые леса, полные тайн и секретов, чистая река, в которой Дэйзи как бы принимает "крещение" в любовь и радость. Это совсем другой мир - мир, в котором мальчики с шести лет водят машину и выхаживают сокола, умеют говорить с коровами и брать на себя трудности войны...
И в-третьих, война... Тема для меня очень тонкая и опасная. Я выросла на советских фильмах о войне, а те современные, что я видела потом, как-то не добавляли ни правды, ни силы. Здесь ужасы войны практически остаются за кадром. Как правило, мы видим только её последствия, хотя несколько раз она задевает девочек своим страшным крылом. Они вынуждены жить в безопасной зоне, разлучённые с братьями, и ходить на общественные работы. Но Дэйзи хорошо помнит последние слова Эдди - возвращаться домой. Туда она и стремится всей душой. Дорога домой полна опасностей, но девочки благополучно их избегают. Всё это время над ними простирается покров любви. Первая любовь Дэйзи и Эдди связывает их сначала в снах, а потом и наяву: когда девочки теряют карту и компас, спасаясь от мародёров, они чудесным образом находят дорогу с помощью сокола, которого выходил Эдди. А когда не находят никого дома, то именно чутьё, какое-то шестое чувство заставляет Дэйзи бежать в лес и найти там почти бездыханного Эдди, чтобы потом выхаживать его долгие дни и ночи.
И значит, в-четвёртых, это любовь. А это, конечно, настоящая любовь. Потому что только настоящее чувство могло пережить то, что случилось уже дома - отчуждение Эдди, его молчание и отстранённость. Он не говорит, что он пережил, но мы понимаем, что внешние раны - побои и ожоги, ничто по сравнению с внутренними. Возможно, он видел смерть своего младшего брата, тело которого Дэйзи нашла в груде трупов, сваленных в заброшенном лагере для мальчиков, через который им пришлось идти. Но Дэйзи рядом. Она сможет ему помочь. Теперь настал её черёд дарить любовь...
Вот интересно, что Эдди, открытый миру и жизнелюбивый, живущий с любящими родными в красивейшем уголке мира, оказался сломлен враждебным миром войны, а Дэйзи, в начале фильма озлобленная, издёрганная и несчастная, не имеющая опоры и цели, обретя любовь, оказалась готова к тому, чтобы бороться за свою любовь, стремиться к ней через все препоны, найти её умирающей и терпеливо воскрешать... Может, мы слишком долго живём в зоне комфорта? Может, мы слишком расслабились и умиротворились? Может, надо быть готовым к тому, что мир опасен, чтобы выжить в тяжёлые времена?
В общем, мне очень захотелось почитать книгу. В фильме есть много невнятных моментов и сцен. Надо бы прояснить...