От избытка сердца…

Jan 22, 2015 11:05

   Мне всегда было  интересно, а в чём секрет «детности»? Почему у одних куча детей, а другие и с одним не справляются? И ведь явно это не зависит от количества денег, которые зарабатывает отец семейства.Хотя, когда разговор заходит о детях, чаще всего рассуждают о том, что ребёнка надо обеспечить приличным образованием и мед.обслуживанием, что для него нужно оборудовать отдельную комнату с кучей игрушек и гаджетов, что платная медицина и платное образование - это большие финансовые расходы. И никто с этим не спорит. Но… вы встречали многодетных миллионеров? Я - нет. А вот еле-еле сводящих концы с концами семей я знаю множество. Значит, не в деньгах всё-таки дело.



Мы часто забываем о том, что каждый ребёнок прежде всего требует любви, ласки и нежности. Каждому ребёнку нужна забота и внимание.  Каждого периодически нужно носить на руках и прижимать к сердцу. И хватает ли этого сердца на всех - вот главный вопрос, вот камень преткновения и смысл многочисленных деторождений. Не финансы, а избыток внутренней любви - вот что необходимо для рождения ребёнка.И секрет «детности», я думаю, в том,  что  у некоторых женщин душевной щедрости чуть больше, чем у других. И это не заслуга одних или вина других, а действительно огромная проблема. Потому что - ну не виноваты наши женщины в том, что они выросли недолюбленными у таких же недолюбленных матерей, которые не сумели передать им ту меру сердечного тепла, что могла бы излиться на их детей. Не виноваты они в том, что революция и две войны выкосили наших мужчин, и женщины заняли их место везде и повсюду - даже там, где не надо бы останавливать коня на скаку и входить в горящую избу. Увы, сама жизнь, само состояние общества водрузило на женщин (наших мам и бабушек) эту непосильную ношу мужских обязанностей и мужской ответственности. Женщины разучились быть слабыми и ранимыми - это с одной стороны. А с другой как-то незаметно была утеряна культура воспитания девочек в семье: ясли, детсады и школы сменяли друг друга, девочки и мальчики росли вместе и обучались одинаково одинаковым дисциплинам одинаковыми женщинами-учителями - такими же «железными бабами», как и их мамы.

Травма поколений выработала в женщинах не жертвенность в христианском понимании, а виктимность - стремление стать жертвой родителей-тиранов или мужа-тирана. Отсюда все эти разговоры о созависимости и других патологиях. Где же тут взяться любви на десятерых, если бедная женщина и себя-то любит с трудом, если вообще любит? Моя подруга olga_ptitza сказала как-то: « Неоткуда брать это душевное тепло многим…то Гулаг миллионы забрал, то война...очухались не все. То есть, они, конечно, рожали детей, но что может дать своему ребёнку душевно раздавленный человек? Только внешние атрибуты: чтоб накормлен, напоен, игрушками сдобрен, ну и тому подобное. Видимость благополучия, за которым у многих душевная пропасть. …» И как с этим бороться?

Да, как бороться - это главное.  Понятно, что в каких-то случаях не обойтись без долгих лет личной терапии. Но есть ведь и другие пути, наверное?  Какие?

Я стала вспоминать своих семейных детных подруг в поисках ответа .Чем они отличаются? Что в них общее? Среди них нет ни одной, детство которой было бы «несоветским» и отличалось особыми условиями. Все они прошли через ясли и детские сады, все учились в обычной школе и воспитывались мамами советской закалки. Но они и правда другие!  Они сумели посмотреть на своё детство с точки зрения «что было хорошо и что было плохо», проанализировать и принять для себя всё хорошее, устранив всё плохое - всё, что мешало любви. Может быть, они так сильно хотели любви, недополученной в детстве, что умудрились её «генерировать» буквально из воздуха - все они соединили свои жизни с мужчинами, которые мечтали о большой семье и поощряли рождение детей.  Здесь меня очень часто обвиняли в пропаганде многодетности и ставили в вину потакание «самодурству»мужа по поводу количества детей в семье. Но я вот что хочу сказать: если бы наши мужья нас не поддерживали, если бы они не радовались каждому новому ребёнку, никаких мужских деклараций женщины бы не поддержали. Только в мужьях мы черпаем силу для новых рождений - и в прямом, и в переносном смысле.

Когда я была совсем юной, меня пугали разговоры о детях, которые периодически заводили (разговоры, а не детей) подружки в общежитии. Мне казалось, что одного-двух малышей в семье вполне достаточно. Я и сама была единственной в семье. Это нормально, думала я. Ну не для того же я учусь, чтобы сидеть дома с пелёнками и горшками! И когда две лучших подруги нарисовали картинку меня через десять лет: я иду беременная и веду за руку ребёнка, а рядом идёт муж и несёт на плечах ещё одного малыша, я была реально в шоке. В своих розовых мечтах я рисовала совсем другую  картинку.

Поначалу я родила старшую и с нетерпением планировала выход на работу. Следующая беременность (которая была той самой «неслучайной случайностью») положила конец мечтам о работе ещё на пару лет. И вот в эти-то пару лет я «ворвалась», «вошла во вкус»: я почувствовала необыкновенное удовольствие от общения с о своими малышами - от их невообразимых филологических  находок, которые зовутся детскими перлами, от их свежего и яркого восприятия жизни, от их чистой радости по поводу и без повода. Я вдруг ощутила, что мои малыши буквально напитывают меня эликсиром жизни - своей любовью, которая фонтанирует во всех их движениях. Следующего ребёнка я уже ждала и хотела - в наш дом вошёл тот самый «детский дух», о котором говорил Лесков в одном из своих рассказов. Поначалу я пыталась воспитывать своих детей со  строгостью своей мамы, но сами дети естественным образом заставили меня выработать свой собственный «мамский стиль» и похерить все советские приёмчики воспитания. Оказалось, что нужно быть просто внимательной и наблюдательной, нужно,что называется,«отдаться потоку», доверять себе и своим чувствам, и всё будет хорошо. Вот  только тогда я начала понимать, зачем нам дети… В разговорах и играх с ними, в их требовательности и «мамоцентризме» , даже в бессонных ночах у их постелек мы «добираем» любовь, которую не получили в детстве.
Я с удовольствием укладываю малышей спать - читаю им на ночь интересные книжки, молюсь с ними, а потом лежу рядышком и буквально физически ощущаю токи любви, которые исходят от них, когда детские ручки обнимают тебя с просьбой: "Ты не уходи потом. Давай вместе поспим?"

В далёкой юности я написала такой стишок:
Хочется…
хочется, чтобы внутри
где-то билось,
чтобы - не одинока,
но большой мальчик
со смешными усами
называл «мама»,
 гладил постаревшие руки,
 говорил: "я люблю"
и оказывалось - уже не меня,
а другую...

хочется, чтобы эти глаза в зеркале
опять стали детскими
и улыбались тебе, как прежде,
а руки были как птицы,
большие птицы,
утром открыть глаза,
а ты б целовал ресницы -
и станет так...

хочется: идти по улице,
 печально улыбаясь,
 знать, что время наступит,
 ты придёшь...

и вести себя загадочно.

Это был стих-предчувствие. Ведь в то время я даже ещё не встретилась с будущим мужем…

Моя знакомая разговаривала с известным психологом о травме поколений. Она осознавала(как и я прекрасно осознаю), что и сама травмирована. Психолог спросила: сколько у вас детей? - Пятеро. - Тогда вы самоликвидировали эту травму, - был ответ.  Я не могу сказать, что детность - это панацея от всех бед. Я думаю, что это только один из вариантов (который в силу обстоятельств был мною проверен на опыте). Я даже думаю, что нет такой шкалы - сколько детей «лечит» эту самую травму. Но то, что  именно любовь лечит, это однозначно. Может быть, кому-то достаточно только любящего мужа  или одного ребёнка, чтобы восстановить душевное равновесие и напитаться чувством любви. А кому-то и десяти, быть может, маловато будет. Только вот что мне определённо ясно: детская любовь (как и любовь мужа), лишённая расчётливости и эгоизма - это и впрямь очень сильнодействующее обезболивающее для недолюбленной женщины.

воспитание, статья, современное общество, родители, дети, любовь, семья

Previous post Next post
Up