Не было бы счастья, да несчастье помогло))) Если бы не мамин перелом, не "вшивая эпопея" и пр. радости жизни, мы бы ни за что не сподобились. А так... Посмотрели с детьми "Один дома" первые три фильма. Интересно, что я сама до этого фильмов не видела, поэтому эксперимент получился абсолютно чистым. Так вот, удивительно, что всего за каких-то неполных 10 лет(первый фильм снят в 1990г, а третий - в 97) абсолютно поменялось не только восприятие Рождества американцами(я потому про американцев, что русских детских фильмов этого периода просто нет в природе))), но и вообще отношение к празднику.
Судите сами: в первом фильме всё классично. Ребёнок говорит нехорошие слова про свою семью(да, он разозлён и разобижен, но всё равно его следует наказать) и в дело включается Провидение: буря, электричество отключилось, взрослые проспали, суета и пр. многодетные реалии, и - вуаля - ребёнок забыт дома один аккурат под Рождество. Далее следует яркая эволюция героя: от первой радости вседозволенности до понимания глубокой и тесной связи ребёнка со своей семьёй и самого настоящего христианского покаяния. Первый фильм - настоящая Рождественская сказка. Есть даже храм, где звучит Рождественский псалом, есть вполне христианский диалог маленького героя со стариком, который показывает ум и доброту мальчика. Правда, откровенно садистская часть фильма немножко не вяжется с этими сценами, но опять-таки оправдана тем, что ребёнок защищает свой дом - свою крепость, так сказать. А право собственности никто же не отменял. В фильме показана и самоотверженная любовь матери, готовой на любые жертвы ради встречи со своим сыном. К делу подключается и вся многочисленная семья, предпочитающая встречать Рождество дома со своим младшим братом, чем в волшебном Париже. Идея фильма: семья (в данном случае - многодетная) - главная ценность в жизни. Есть ещё один интересный факт, почерпнутый из Вики:
- Музыка, под которую проходят сборы всей семьи очень похожа на "Трепак" П. И. Чайковского из балета "Щелкунчик". Также в фильме используется украинская народная песня "Щедрик, щедрик, щедрівочка", интерпретация которой является основной темой фильма в обеих частях.
Второй фильм, который вышел всего-то через два года, уже мало похож на традиционную Рождественскую историю. Мальчик по своей же вине попадает не в тот самолёт и со всеми деньгами семьи оказывается один не дома, а в Нью-Йорке. И тут маленький эгоист совершает множество незаконных дел, снимает номер в самом дорогом отеле и предаётся излишествам совершенно в духе десятилетнего ребёнка: заказывает в номер мороженое-пирожное и пр. сладости на 967(!) долларов - это ж постараться надо, ездит по детским магазинам и т.п. Интересно, что мысль о семье его практически не посещает, ему вполне нравятся такие каникулы, пока взрослые не начинают его преследовать. Среди окружающих его взрослых, кстати говоря, есть только два положительных персонажа: щедрый владелец магазина игрушек и странная бомжиха-любительница голубей и птичьего помёта(очевидно, прообраз Радагаста в фильме "Хоббит") Линия с бомжихой претендует заместить трогательную и вполне уместную линию со стариком Марли из первой серии, но кажется не очень убедительной. Линия с хозяином магазина нужна лишь для того, чтобы юный садист, вооружённый спасительной мыслью о пользе добрых дел в Рождество(увы, праздник здесь фигурирует только как упоминание,да ещё - в качестве красивой картинки),
принялся с удвоенной энергией мучить взрослых дядек-бандитов, которых ему не удалось замучить насмерть в первом фильме.
Даже родители ведут себя довольно странно, подшучивая над тем, что у них стало традицией забывать Кевина под Рождество и громко хохоча над тем, что чемоданы они никогда не забывали. В целом, от христианских ценностей фильм довольно далёк. Совершенно непонятно, к кому обращается главный герой на фоне главной ёлки страны: то ли к Богу, то ли к Деду Морозу, но получив просимое, он подмигивает в пространство и довольно цинично замечает: "Быстро работаешь!"
В третьем "Один дома" о Рождестве мы узнаем просто как об антураже: дело происходит зимой где-то в районе праздника. Этим и ограничивается рождественская тематика. Дальше идут уже какие-то фантастические инсинуации о краже секретного оружия(какой-то супер-микросхемы) шайкой террористов и обезвреживании их малышом-школьником вопреки тупости и невниманию взрослых(особенно - родителей и полиции!).Как я понимаю мораль этого фильма: ребёнок - хороший, умный и всё умеет, а взрослые - тупицы и дураки. Но справедливость торжествует: ребёнок получает награду, а плохие взрослые заболевают ветрянкой и попадают в тюрьму. Удивляюсь их живучести. Наверное, в Америке делают супер-крепких взрослых, если они могут выдержать такие испытания.
Все остальные серии смотреть стало неинтересно.