Nov 13, 2015 22:58
Думаю, большинство любителей отечественной истории имеет отрицательные воспоминания, связанные с неадекватным поведением церковной и околоцерковной публики при попытке сфотографировать с улицы (sic!) какой-нибудь храм. Однако, эта ситуация далеко не нова. Для иллюстрации решил предложить вашему вниманию без комментариев фрагмент из Протокола №469 заседания Имп. Московского археологического общества от 12 декабря 1895 года, проходившего под председательством графини П. С. Уваровой.
Ссылка: Древности. Тр. Моск. археолог. о-ва. М., 1900, Т. 17, с. 279-280
... Затем, сообщив, что первый доклад будет прочитан д. чл. проф. К. М. Быковским "О реставрации Московского Большого Успенского собора", графиня предпослала этому докладу следующие слова:
"Константин Михайлович Быковский доложит о реставрации Московского Большого Успенского собора, произведенной за последнее время под руководством Императорского Московского Археологического Общества, член которого, Константин Михайлович Быковский, был приглашен Святейшим Синодом руководителем всех производимых по собору работ.
К несчастию, представляемый ныне доклад не может быть иллюстрирован всеми теми рисунками, которые желательно было бы приложить к докладу, в силу того обстоятельства, что Московское Археологическое Общество лишено возможности получить фотографии, снятые по указанию Общества в разные моменты реставрации собора с тех отдельных частей древнего здания, которые предполагалось возобновлять или исправлять.
Зная по многолетнему опыту, что ученая часть реставрации наших древних храмов не представляет особого интереса духовенству, я, в начале реставрации Успенского собора, несколько раз обращала внимание на необходимость закрепить за Московским Археологическим Обществом снимаемые фотографии, но архитектора наши, полные преданности к преследуемым ученым целям, не настаивали на этом вопросе в полной уверенности, что их не могут лишить того ученого материала, который собран единственно благодаря их трудам и указаниям и который по силе обстоятельств должен принадлежать не одному какому-либо ведомству, а всему ученому миру или, скорей, всей России. Случилось однако ж противное: когда реставрация собора является настолько законченной, что Московское Археологическое Общество считает своею обязанностью отдать ученому миру отчет в своих действиях и решениях, Московская Синодальная контора налагает арест на сделанные фотографии, считает их своею собственностью и не дозволяет воспользоваться ими даже для нынешнего доклада.
Принимая всю вину на себя, как председателя Комиссии по сохранению древних памятников, и извиняясь пред Обществом, что я не сумела настоять на том, чтобы фотографии остались за Обществом, позволяю себе высказать надежду, что они, по крайней мере, не погибнут и когда-нибудь будут все-таки изданы".
После чего К. М. Быковский приступил к изложению сообщения своего о ходе работ по реставрации собора, причем, насколько это удалось сделать Обществу, представил снятые Обществом несколько фотографий, рисунков и планов, относящихся до сей реставрации.
Постановлено: благодарить К. М. Быковского за интереснейшее сообщение и просить его для издания в ближайшем томе "Древностей", присоединяясь вполне к высказанной графиней надежде, что полное собрание фотографий и планов по реставрации собора когда-нибудь увидит свет в научной и серьезной обработке.
Москва,
Фотоматериалы,
Большой Успенский собор