Давно уже заметила - как случается гостить в родительском доме, тут же рука тянется к любимой с детства классике. В прежней обстановке я вновь становлюсь ребенком, и во мне оживают все прежние книжные привязанности. Как гурман, с наслаждением вдыхаю пыльный запах старых переплетов, бережно перелистываю пожелтевшие ломкие страницы, кажется, даже закладки-фантики 15-летней давности всё еще пахнут лимонной карамелью. Да, классика похожа на вино, и вот в чем: чем ты старше, тем лучше понимаешь ее настоящий вкус, и он прекрасен.
Когда-то я по-настоящему переболела "Оводом". Однажды даже встала в кромешную рань, чтобы только посмотреть старый советский фильм со Стриженовым в главной роли. Надо сказать, что "Овод" идеально отвечал канонам советской революционной риторики...
Вообще-то, наверное, в юности каждому нужно вот так "заразиться" какой-то книгой, как ветрянкой, известно ведь, чем раньше заболеешь, тем благополучнее исход. Книги с романтическим героем подходят для этого лучше всего. А кто он такой, романтический герой? Ведь не более, чем выдумка автора, правда? Не бывает таких людей. А литературоведы давно вывели нехитрую формулу романтизма, всего-то нужно взять конфликт личности и общества, помноженный на незаурядную силу характера и страстную натуру... да, стоит захотеть, можно получить и кардиограмму сердца Данко!
Источник фотоА все же, очищенный от всей этой научной словесной шелухи, романтизм жизненно важен для нашей души.
Романтический герой идеален. Это квинтэссенция всего лучшего в человеке, всего того, благодаря чему вообще людей можно любить. Верность слову, доброта, благородство, честность, сопереживание, бескорыстие, жертвенность, сила духа, мужество, ум и душевная чистота, стремление изменить мир к лучшему и вновь - способность видеть в человеке лучшие его качества, благие его устремления ...
Да разве сам Иисус Христос - не романтический герой?
Нельзя достичь этого идеала, но каждый из нас может стремиться к этому светочу человеческого в самом себе.
Получить прививку романтизмом в юности очень важно. Да, флаг романтизма нужно водрузить на полюсе души первым, пока не подоспели на упряжках другие - опыт несправедливости, боль обманутых надежд, разочарование в людях, бегство в себялюбие, привычка ко лжи.
Важно успеть выработать человеческий иммунитет.
Помните ли Вы, чего боялся Овод?
"Он взял ее руки в свои.
- Знаете, о чем я думал? Вы совершенно правы, моя жизнь исковеркана. Но ведь женщину, достойную твоей... любви, встречаешь не каждый день. А мне пришлось перенести столько всяких бед! Я боюсь...
- Чего?
- Темноты. Иногда я просто не могу оставаться один ночью. Мне нужно, чтобы рядом со мной было живое существо. Темнота, кромешная темнота вокруг... Нет, нет! Я боюсь не ада! Ад - это детская игрушка. Меня страшит темнота внутренняя, там нет ни плача, ни скрежета зубовного, а только тишина... мертвая тишина".
И наивный ребенок Артур, и циничный и бесстрашный Риварес боятся одного - не физической, а моральной смерти. И становятся нашим противоядием от неё. Впуская романтического героя в свое сердце, мы становимся неспособными к подлости.
И пусть пламенный революционер любит засахаренный миндаль и комфорт, по-детски упрям, картинно подбирает нищих детей на улице и болезненно впечатлителен - разве это не все равно, когда взамен своей читательской любви мы получаем что-то гораздо большее, чем скучное описание "действительности"?
Возможно, в нашей жизни слишком мало примеров такой отваги, такой любви, такой искренности и стойкости. Но знать о том, что они есть, они могут быть, они возможны - просто жизненно необходимо. Временами читать "Овода" просто мучительно больно. Но так нужно. "Красота никогда не давалась легко" ((с) БГ), особенно красота внутренняя.