Давненько я не выкладывала ничего нового. Времени нет из-за бурной жизни.
Нашла стаью про книгу. Заинтересовалась. Решила почитать. И... Не нашла пока что книги ни в своей библиотеке, ни в электронном виде хотя бы. Так что встретите где - буду рада ссылке!
А пока, поросто заметка
Ольги Гертман "Буковки на Бумаге и без" из Независимой Газеты.
Роже Шартье. Письменная культура и общество / Пер. с фр. Ирины Стаф. - М.: Новое издательство, 2006, 272 с.
![](http://pics.livejournal.com/biblio_koshka/pic/000084tz/s320x240)
Один из крупнейших историков Франции рассматривает эволюцию европейской письменной культуры от Средних веков до той странной, созданной цифровыми технологиями ситуации, которая многих заставляет думать, будто чтению, в его привычном для многих поколений смысле, приходит конец.
Вместе с чтением пропадает, оказывается, столько всего, что впору за голову хвататься. Исчезают «автор», «произведение», «библиотека»… О «книге» и говорить нечего. Какая книга, если теперь вместо нее - буковки на экране?
Но так ли это?
Шартье признает: да, власть цифровых технологий сегодня едва ли не тотальна. Однако это менее всего катастрофа. В числе прочего это - повод по-новому увидеть книгу: не просто как носитель информации (теперь она слишком со многим разделяет эту функцию), но как предмет с неповторимыми свойствами.
Книга уже своим обликом воспитывает читателя: не только ум - всего в целости. У читателя пергаментных свитков совсем другие жесты и душевные ритмы, чем у того, кто привык к бумажным страницам. Так, чтение свитков в Греции и Риме было непрерывным, требовало «участия обеих рук читателя и позволяло ему одновременно диктовать, но отнюдь не писать». А возникновение кодексов вызвало к жизни новые - «невозможные прежде»! - жесты: стало возможным «листать книгу, легко находить и цитировать какой-либо отрывок с помощью указателей», наконец, «отрываться от чтения, сравнивая различные фрагменты».
Возросла степень читательской свободы и цельности восприятия: с появлением кодексов разные произведения стали частенько соседствовать под одной обложкой - находи, читатель, связи, даже если их нет!..
С появлением электронных книг свобода и цельность получили шанс (заметим: только шанс, которым еще надо уметь воспользоваться!) вырасти еще больше.
История письменной культуры неотделима, по Шартье, от истории способов восприятия - то, что он пишет, хочется назвать антропологией чтения. А эта воображаемая дисциплина представляется мне частью еще более важной: антропологии свободы.
При всех переменах кое-что остается неизменным на протяжении всей истории книги - чем бы она ни оказывалась.
Книга - орган универсальности, щупальце, которым человек чувствует связи между разными областями мира. Любая: бумажная, цифровая, какая-то еще, которую пока не изобрели (скажем, такая, содержание которой будет передаваться прямо в мозг читателя, минуя всякие носители вообще). Даже с исчезновением таких хорошо обжитых нами явлений, как «автор», «произведение», «библиотека», - это точно никуда не денется.
А может, и усилится. Тем более что именно теперь, в электронную эру, «извечная мечта об универсальной библиотеке» «как никогда близка к осуществлению».