Интервью с Еленой Санаевой

Nov 22, 2010 16:10

8 ноября заслуженная артистка РСФСР, актриса театра и кино Елена Санаева представила в «Библио-Глобусе» книгу дневников своего мужа, режиссера и актера Ролана Быкова, - «Я побит - начну сначала!».
Ролан Быков (1929-1998) вёл дневники с 15 лет и до самого конца. Надо ли говорить, что перед читателем разворачивается история страны, театра и кино, но прежде всего - история уникальной личности, гениального режиссера.
Елена Всеволодовна собрала, изучила и заботливо систематизировала рукописные дневники Ролана Быкова. Название книги дневников - это слова Бенджамина Франклина, которые для Быкова стали девизом на всю жизнь. На встрече в «Библио-Глобусе» Елена Санаева рассказала о работе над книгой, а также поделилась воспоминаниями со своими читателями.


- Как шла работа над книгой?

- Я необыкновенно рада, что эта книга вышла.
Примерно через год после ухода Ролана Антоновича я стала заглядывать в эти дневники, потому что при жизни, как вы понимаете, я в них не заглядывала. Это было довольно тяжело, потому что видела почерк и сразу накатывали на меня всякие эмоции… Потом, когда я немножко пришла в себя, захотелось отодвинуться, пожить для себя. Ничего из этого не получилось. И я стала потихоньку знакомиться с этими дневниками. Записей оказалось очень много. И, в конце концов, я предложила нашему руководству фонда издать эти дневники. Я счастлива, что меня поддержали в издательстве. Низкий поклон Елене Шубиной, опытнейшему редактору, которая очень благоговейно отнеслась к материалу. Конечно, стихи мы оставили. На этих 750 страницах вы найдете нового для себя Быкова. Тот, кто знает его по ролям, картинам - увидит философа, ученого, поэта, ранимого человека, не озлобленного ни на что абсолютно. Человека страстного, очень открытого! Я считаю, что мне очень повезло, потому что я прожила 25 лет с одним из умнейших людей своего времени, с безумно талантливым человеком, с человеком довольно нелегкой судьбы, и у меня поэтому еще был такой азарт: ничего, я вам покажу, какой Быков! Конечно, как он сам говорил, каждый фильм - это кладбище замыслов. И таких кладбищ в жизни его было много. И многое очень не сбылось, какие-то самые главные, самые сокровенные вещи. Не сбылся Пушкин, не сбылся «Ревизор», которого он пробивал 15 лет. Вы найдете в этой книге интересные вещи. Это совсем не чтиво. Эта книжка потребует работы и души, и ума. Не ждите каких-то разоблачений. Я, когда прочла все, удивилась тому, насколько же он был не «совок», но советский человек.


- Помимо маленьких изъятий из дневника, он в основном полностью издан?

- Да. Все, что нашлось. Вы увидите путь этого человека от мальчика, который колол дрова соседям, подрабатывая этим, потому что они жили с мамой и братом втроем, без отца. И до размышлений последних лет, когда он рукой практически перестал писать, потому что не успевала рука за мыслью.

- Расскажите историю имени Ролана Быкова, почему его так назвали?

- Матушка его лежала в роддоме, отец принес ей книжку Ромена Роллана. Она прочла и перепутала имя с фамилией. Так он стал Роланом, а точнее - Роландом. Когда мы были с ним на фестивале в Лаоне, древней столице Франции, мы были на могиле, где захоронено сердце славного рыцаря Роланда, который сидел по правую сторону от короля Артура. Ролан мне потом сказал: «Представляешь, Леночка, рыцарь Роланд сидел по правую руку от короля. А наши богатыри Владимира Ясно-Солнышко сидели или в конце стола, или вообще не были допущены на пиры. Какая разница огромная!».

- Есть какая-то особенная работа, которой Ролан Антонович гордился?

- Естественно, гордился «Чучелом». Он был достаточно критичен, но не до самоуничижения. Однажды я ему сказала: «Ролочка! А может быть, все-таки надо быть избирательнее? Ты берешься почти за все, что тебе предлагают». Он сказал: «Лена! Если бы у меня была такая внешность, как у Славы Тихонова, я мог бы быть избирательным, но я должен вбиваться в этот экран, пока я его не пробью». На творческих встречах его часто спрашивали про «Бегущую по волнам». Роль капитана Геза задела людей. Быков тоже любил эту роль. Во многом он был автором своих ролей. У меня до сих пор хранятся многие его сценарии. Даст Бог, будет у нас музей кино, я их передам туда. Допустим, он где-то прочел, что Антониони своим актерам не давал читать сценарий. Он подумал: это очень интересно! Надо как-нибудь дать согласие на роль, не читая сценарий. И пригласил Колосов его сниматься в «Вызываю огонь на себя». Он не прочел сценарий и начал сниматься. До этого он снимался в «Душечке» у Колосова. И тут он открыл сценарий и увидел, что роли нет. Есть 2 полицейских. Большой и маленький. Все! Поэтому вся эта роль сочинена Быковым. Некоторые режиссеры не выдерживали его мозгов просто. Не выдерживали его предложений актерских. А он предлагает тебе 10 вариантов, и ты чешешь в затылке. И это хорошо, и это хорошо! Щедр был творчески очень!

- Каковы ваши творческие планы? Что будет дальше?

- Творческие планы такие: я работаю в Театре современной пьесы у режиссера Рейхельгауза. Играю в трех спектаклях, буду репетировать сейчас в четвертом. Участвую в работе над пьесой «Аккомпаниатор» с автором и режиссером Александром Галиным. А вообще, конечно, в свободное от работы время буду готовить следующую книгу интервью и статей Быкова. И уже много лет думаю закончить «Портрет неизвестного солдата», который остался незаконченным. И фонд, имея возможности предоставить мне студию, которую создал Быков, мне эту возможность не дал - он хотел, чтобы я нашла деньги и чтоб фонд заработал. Поэтому, когда нас выставили из помещения на Чистых прудах, то весь архив, который, кстати сказать, я собирала, весь архив в мешках остался у меня дома. Вот сейчас я это все перегоняю на диски, потому что видеопленка имеет свойство осыпаться. Надеюсь, что Господь мне даст время и силы, чтобы закончить эту работу.

актёры, интервью, отечественные авторы

Previous post Next post
Up