23 апреля в «Библио-Глобусе» писатель и литературовед Дмитрий Быков представил свою новую публикацию -
«Сборник лекций по литературе из цикла «Календарь». Аудиокнига, состоящая из 5-ти дисков, включает записи 25-ти выступлений о выдающихся литераторах, писателях, поэтах, литературных процессах и явлениях, приуроченных к значимым и знаковым датам литературной жизни. На встрече в Главном книжном Дмитрий Быков рассказал о проекте лектория «Прямая речь», где были прочитаны опубликованные лекции, а также о своем авторском восприятии творчества классиков и современного развития литературы, ответил на многочисленные вопросы аудитории.
Предлагаем вашему вниманию отрывки из расшифровки аудиозаписи, сделанной во время этой презентации, приуроченной к знаковому для всех книголюбов событию - Всемирному дню книги.
Небольшое видео со встречи вы можете посмотреть
здесь. - Я думаю, мы будем в основном разговаривать, потому что в режиме монолога проводить встречи довольно глупо. Я немного расскажу о том, что собрано в этом лекционном томе. Здесь практически все, что в лектории «Прямая речь» мы читали в 2011-2012 годах. Этот лекторий придумали вдвоем Света Большакова и Таня Булыгина, две трогательные девушки, которым в какой-то момент показалось, что сегодня заниматься культуртрегерством самое время, потому что большинство серьезных журналов, где печатались какие-то исторические и культурные очерки либо прекратились, либо минимализировались. В вузах аудитория специфическая - студенческая. А людям бывает интересно поговорить о родной литературе. И вот тогда решили, тогда еще в зале Гнесинского училища, собирать скромную аудиторию, приглашать разных людей, большей частью преподавателей: меня, Наталью Басовскую знаменитую, Веллера, других сочинителей. И мы постепенно начали эти лекции читать. На первую, про Шоу, как сейчас помню, пришло пятьдесят человек. Потом их стало сто, потом - двести. Сейчас они не влезают в помещение ЦДЛ. Как-то все это записывалось, превратилось в эти пять дисков и стало в таком виде продаваться.
- Надо понимать, что лекция - это не научная работа, не учебное пособие. Это довольно субъективный рассказ автора о том, что ему нравится. Тут есть цикл о неоконченных романах - наиболее любимая и наиболее меня волнующая тема. Неоконченный роман - это роман, в некотором роде более совершенный, чем оконченный, потому что замысел оказался больше, чем авторские способности, как вышло в «Жизни Клима Самгина» и отчасти в «Онегине». Точнее, автор не мог себе позволить написать то, что хотел. Ну и интересные предположения о том, что это могло быть и как бы это развивалось, почему это в принципе нельзя закончить - все это сюда попало. Попал сюда и разговор о «Карамазовых», романе, который тоже, как вы знаете, незакончен. Есть тут всякие довольно спорные соображения о Толстом, есть довольно приятные мне самому лекции о советской поэзии, ну и так далее. Это пристрастный разговор с аудиторией с ответами на ее вопросы. Всегда с какими-то конфликтами, которые всегда на этих дисках запечатлены. Наверное, с ошибками, которые туда закрались, что дает слушателю лестную возможность почувствовать себя умнее лектора (и я всегда это очень люблю). Ну, в общем, это достаточно интересная хроника взаимного познания аудитории и лектора.
- Я не знаю, в какой степени это будет полезно взрослому человеку. Думаю, это скорее нужно школьнику, потому что школьник по большей части нуждается в каком-то хотя бы самом приблизительном гиде по мировой литературе. Не знает он, откуда что брать, у него очень приблизительные представления о том, что ему может оказаться близко. На литературе, как ракушки на корабль, наросло огромное количество ложных представлений. И я ориентируюсь на ту аудиторию, которую всякий писатель любит больше всего, - молодую, требовательную и небезразличную, то есть достаточно «горячую». Не то что я хотел бы действовать только на молодые неопытные души, но просто мне кажется, что молодых интересуют более серьезные проблемы, чем нас. Нас интересует уже в основном как выжить и дожить, у них же есть еще великие проблемы «любит-не любит» и «зачем все».
- В какой степени это пристрастно, а в какой научно? Во всяком случае, лекции про Гайдара, Ахматову и Диккенса, а может и про Лермонтова, - они некоторую научную ценность представляют. Во всяком случае, там есть некоторые догадки, которые я раньше не встречал. Остальное, конечно, - популяризация. Не стыжусь этого совершенно, потому что мне кажется, что популяризатор - это очень достойное занятие. То есть рассказывать о том, что мне нравится и что меня обогатило, - это, во-первых, весело, а, во-вторых, такая форма благодарности своего рода. Андрей Васильев (проекты «Гражданин Поэт» и «Гражданин Хороший» - прим. ред.) после смерти Березовского вынужден был давать о нем множество интервью. Когда я его спросил, почему он на них соглашается, хотя было ясно, что отношения у него с Березовским не гладкие, он с неожиданной серьезностью сказал: «Это мой гражданский долг. Я ему многим обязан». Если это как-то экстраполировать, про русскую литературу я рассказываю много, потому что это мой гражданский долг, и я ей многим обязан. Она же мне ничего не должна, русская литература сама с собой находится в сложных отношениях. Скажем, отношения Ильфа и Петрова с Достоевским - это тоже довольно мучительная история. Или Булгакова с Гоголем. Тут много всякого, это неровные отношения. Я знаю, у меня есть свои пристрастия, свои любимцы и «нелюбимцы». Но, согласитесь, слушать просто пересказанный учебник было бы скучно. А вот когда у автора есть сколько-нибудь живое отношение к этому, с ним как-то повеселей.
Как попасть на эти лекции?
- Следить за рекламой. Лекторий называется «Прямая речь» и полностью этому названию соответствует. Мы не всегда в ЦДЛ, иногда в других городах. Вот сейчас в Петербурге начнется. Уверяю вас, там ничего эпатажного нет. Многим кажется, что говорить о литературе как о живом деле - это какое-то неуважение. Это наше живое дело, наша живая профессия. Почему мы должны постоянно на цыпочках и с придыханием об этом говорить? Как мои школьники об этом говорят, так и стараюсь об этом говорить как о своем домашнем, как о своей среде. Как говорил Розанов, «литературу я чувствую, как штаны».
Вы читаете лекции, посвященные писателю, или конкретному произведению?
- Чаще по конкретному тексту. Но на первом диске, когда у нас еще было очень мало народа, и был он неготовый, самый обычный с улицы, то там были просто «Салтыков-Щедрин», «Максим Горький». Потом темы стали уточняться - «Тарковский как беженец», «Тайна Эдвина Друда», «Трезвый Есенин». Темы стали более детализированы, и аудитория стала более продвинутой, которая поправляет с места, задает вопросы. Стала возникать среда довольно напряженного диалога. Мне очень нравится, что возникла целая категория людей, которая на все эти лекции ходит. И мне очень приятно, что музыковеды, литературоведы, даже серьезные искусствоведы нам не отказывают, приходят и рассказывают. Это классическая инициатива «снизу», когда все делается, чтобы одурачить, максимально оглупить страну, а она: «Нет-нет, я еще поживу, я еще в гроб не готова».
Как Вы считаете, в «Бесах» Достоевского есть параллели с будущей советской властью?
- Нет, конечно. Это совершенно другое. К советской власти все, что там написано, никакого отношения не имеет. Может быть, в некоторой степени Щеголев. Но он появляется на двух страницах. Верховенский - видеть в нем какой-то прообраз Ленина? Странно. Верховенский - гораздо более плоская и скучная фигура. Интересная фигура Ставрогина, но, к сожалению, Ставрогина в русской литературе и в русской революции уж точно нет. Это человек «с тавром», который в одинаковой степени готов и к величайшему подвигу, и к величайшему злодейству, это же титаническая фигура. А титанических фигур, к сожалению, в русской революции было мало, разве что Савенков отдаленно с ним сопоставим. И «Бесы» - роман не о революции совершенно. Это роман о бесовщине, о помешательстве, и нельзя говорить, что он оскорбителен для русского революционного движения. Он о помешательстве поколения, которое вдруг себя вот так неправильно оценило. Это одна из самых лучших написанных им книг. Это переломный роман, после он начинает писать все хуже и хуже. Мне стыдно говорить, но мне кажется, что «Братья Карамазовы» - это просто уже неряшливый роман. «Бесы» - это высшая степень художественного совершенства.
Вы посвятили столько времени Пастернаку. Считаете ли Вы себя прежде всего специалистом по его творчеству?
- Специалистом по Пастернаку я чувствую себя меньше всего. Чем более занимаешься какой-то темой, тем больше понимаешь ее принципиальную необъятность. И в этом смысле я понимаю объем своего невежества по Пастернаку. Скажем, Гумилевы, отец и сын, представляются мне более понятными фигурами, потому что ни одним, ни другим я не занимался детально. По Пастернаку я менее всего специалист, хотя я понимаю в нем больше, чем некоторые люди, считающие себя специалистами. И, во всяком случае, больше, чем люди, которые пытаются его разбирать с узконациональной, узкорелигиозной или узкосоциальной точки зрения.
Какой он, человек будущего, который был бы Вам симпатичен?
- Он тот же, что и в настоящем, но у него меньше желание доминировать примитивно. Это человек Стругацких. Он имеет какую-то очень серьезную творческую потенцию, занят каким-то непрерывным творчеством. Необязательно созиданием - созидание бывает примитивное, муравьиное. Он все время думает, творит, его волнуют многие вещи. И он, конечно, щедро распространяется во Вселенной. Это человек Ефремова, Стругацких. Я на этом воспитан, я этого хочу. А общество предоставляет этим людям максимум возможностей, чтобы они могли думать, летать, творить и так далее. И никто никого не угнетает.
- Венец творения - это общество быстрого развития, больших возможностей и великих целей. Конечно, мы к этому придем. Общество потребления - это общество комфортабельного хлева, и в России это никогда не приживется. Человек так устроен, что ему постоянно надо реализовываться, ставить перед собой великие задачи, куда-то стремиться, что-то покорять. Выход я вижу в перемене биологического носителя. Человечество развивается очень быстро. Рано или поздно мы взойдем на следующую эволюционную ступень. Но я пока ее не очень себе представляю. Может получиться так, что это будет «человейник» - глобальная сеть, где личности не будет, а будет глобальная связанность через гаджеты. Это предсказано у Кинга, в «Кукушках Мидвича» Уиндэма.
- В России гигантский потенциал, больше, чем где-либо. Таких диалогов, как у нас сейчас здесь, какие бывают в моем классе или у меня на лекции в МГИМО, у меня не было ни в одной другой стране, где мы говорили о сходных вещах. Там всех больше интересуют мои творческие планы. Это связано с тем, что русский человек думает, зачем он живет, а остальные люди просто живут, не особенно об этом задумываясь. Вообще, русский человек очень заинтересован в сверхчеловеческих ценностях. Пирамида Маслоу для него очень актуальна, мы очень обеспокоены «вечными вопросами». Шахматист Жоэль Латье сформулировал: «На трудную задачу зовите китайца, на невозможную - русского». И, как правило, Россия разрешает эти неразрешимые задачи. Сколько раз я был тому свидетелем!
- Сейчас мы имеем колоссальный всплеск поэтов, писателей, просто мы не все знаем. Дело в том, что мы думаем, Серебряный век - это невероятный всплеск. Но давайте не забывать, что это был и всплеск пошлости невероятной, и самоубийств, и глупости. Были десять-двадцать имен, которые на этом гумусе взросли, но весь этот гумус был. И мы сейчас очень хорошо видим эту обратную сторону, потому что мы современники, мы в ней барахтаемся, но из будущего XXI век в России будет выглядеть просто как невероятный ренессанс.
Кто самый недооцененный гений в литературе?
- Возьмите XX век. Мы только сейчас начали постигать, каким богатством были наши 70-е годы. А ведь там были совершенно забытые фигуры: Геннадий Головин, гениальный писатель, Трифонов, который придумал новую прозу, которой до него просто не было. Или такие фигуры, как Стругацкие - нам всем предстоит еще понимать и понимать, что это такое. Наш современник - Вячеслав Рыбаков - гениальный абсолютно. Прашкевич с его «Русской Гипербореей», Успенский, Лазарчук, Измайлов, Букша. Для меня они - абсолютный духовный хлеб. Можно любить-не любить Иличевского, но как явление это захватывающе интересно. Я каждый раз жду, что он новое выдумает. Мы живем в безумно интересное литературное время. Мало в мире таких эпох, мало в мире таких эпохальных авторов, как у нас. Просто они не дают себе труда хорошо писать - это верно. Нарративная техника устарела. Люди играют на примитивной одной струне. Никто не может построить романа так, чтобы было интересно читать. Но мысли, вложенные туда, глобальны.
- Мейнстрим - указание на средний уровень. Блок для своего времени - мейнстрим или нет? Блок - это просто лучший поэт, который был тогда, поэтому был самым популярным, но назвать его мейнстримом в том смысле, что он был доступен большинству, невозможно. Даже Северянина нельзя назвать мейнстримом. Мейнстрим в классическом понимании - Вербицкая. Евтушенко - это никоим образом не мейнстрим, это авангардист, который невероятно расширяет ареал поэзии, который включает туда политику. Евтушенко - это человек, который экспериментирует на самом опасном форпосте, на грани, где поэзия смыкается с газетой. Он же не Демьян Бедный, который просто перерабатывает лозунги. Евтушенко - это человек, который действительно работает с реальностью. Вообще сам термин придуман поэтами, которых никто не знает. Не нужно думать, что есть мейнстрим, а есть авангард. Нужно думать, что есть стихи хорошие, а есть плохие. Искания на передовых рубежах происходят не там, где человек перестает писать в рифму, а там, где он придумывает новый способ поэтического мышления. Абсолютно авангардные стихи для 1934 года - это «Мы живем, под собою не чуя страны». Они авангардно построены. Это пафос прямого высказывания, той поэзии не свойственного. Это освоение новых территорий, новых рубежей.