Рассказы о типографике

Aug 07, 2012 10:58

Друзья, сегодня мы представляем вам завершающую статью из серии очерков по истории наборных шрифтов, опубликованную в журнале «Библио-Глобус. Книжный дайджест» (№02-03, 2012).

«Наследие французского мастера»


Надеемся, что рассказы о типографике как об одном из проявлений книжного волшебства, созданного руками и гением человека, сделали феномен книги более близким и понятным нашим читателям. Мы обязательно продолжим истории о мастерах и открытиях, благодаря которым книга стала столь совершенным творением.

Из Италии, а точнее, Венеции, о книжных мастерах которой мы рассказали в осеннем номере, перенесемся во Францию. Наш очерк посвящен великому шрифту Гарамон/Garamond. Специалисты и историки считают, что гарамон - нечто большее, чем просто красивая шрифтовая гарнитура, его называют «золотоносной жилой типографики», которую дизайнеры книги разрабатывают уже более четырех веков.

Этот шрифт был создан в середине шестнадцатого столетия и являет собой венец развития антиквы Ренессанса - источниками его графической основы стали шрифты Л. Пачоли, А. Дюрера, Н. Жансона, Ф. Гриффо и других мастеров, о которых мы уже рассказали в нашем цикле. В последующие годы гарамон широко распространился в Европе, особенно повлияв на шрифты таких знаменитых издателей прошлого, как Плантен (XVI в.), Эльзевиры (XVII в.), братья Фурнье (XVIII в.).

Гарамон и сегодня поражает гармонией и элегантностью, благородной простотой и совершенством рисунка. Его невысокие строчные буквы хорошо приспособлены к добавлению столь распространенных во французском языке диакритических знаков. Шрифт легко узнаваем - достаточно взглянуть на засечки-серифы на перекладине буквы «T». Они не параллельны: одна из них вертикальна, а другая наклонена. И еще - цифры гарнитуры имеют выносные элементы, почти как в старых рукописных шрифтах.

Сегодня «Гарамон» - это название очень большого семейства современных шрифтов, которое все время пополняется новыми версиями.


Имя этому шрифту досталось «фамильное» - он унаследовал его от Клода Гарамона (Claude Garamond - ок.1490-1561), своего создателя, выдающегося  французского резчика и литейщика шрифтов, издателя середины XVI века. Человек великого таланта и высокого профессионализма, Клод Гарамон оставил после себя множество изданий, набранных созданными им шрифтами, несколько печатных каталогов этих шрифтов. Он оборудовал в Париже словолитню, впервые отделив ее от типографии, и, возможно, стал первым пуансонистом в истории типографики, который делал шрифты на продажу, - его клиентами были лучшие типографы Европы, например Робер Этьен и Кристоф Плантен.

В числе тех, кто заказывал Клоду Гарамону создание новых шрифтов, был и сам король Франции. Для собственной типографии Франциска I мастер изготовил Королевский греческий (Grecs du Roi) шрифт и получил за это щедрое вознаграждение, равное годовому жалованию - 225 ливров! В мастерской Гарамона были изготовлены шрифтовые наборы для греческого, латинского алфавитов, а также знаменитые курсивы. После основания королевской типографии в 1640 г. эти наборы были переданы ей и получили название «университетских».


Клод Гарамон был одним из первых типографов, использовавших в одном издании и прямое начертание, и курсив, с согласованным рисунком. Это означает, что мастер положил начало разработке гарнитуры как комплекса различных начертаний шрифта, связанных между собой по стилю, размерам и насыщенности, как это делается и сейчас. Гарамон блестяще завершил начальную эпоху формирования наборных (типографских) шрифтов, а название созданного им шрифта и сегодня в профессиональной среде равноценно понятию «высококачественный типографский шрифт».

Но, как это часто случается с талантливыми людьми, великий мастер не дожил до расцвета своей славы и окончил жизнь в нищете. И это, пожалуй, один из немногих доподлинно известных фактов о частной жизни парижского словолитчика. Известно, например, что он родился и умер в Париже, да только неизвестна точная дата его рождения (в разных источниках приводятся три предполагаемых даты - 1480, 1490, 1499). Прижизненных портретов Гарамона не сохранилось, а может, их и не было, - облик этого выдающегося человека известен по единственному посмертному изображению. История хранит даты его профессиональной деятельности, благодаря изданиям, напечатанным шрифтами его работы. Установлена документально и дата смерти Клода Гарамона: сохранились документы о торгах по продаже имущества мастера после его кончины. В этих документах есть сведения о том, что же представляло собой это «имущество» - типографское оборудование и… шрифты. Большую часть этих шрифтов приобрел известный издатель Кристоф Плантен для своей типографии в Антверпене. Там, в Музее печати Плантен-Моретус, и хранятся по сей день подлинные пуансоны и матрицы, изготовленные самим Гарамоном.


О том, какое место занимают шрифты не только в книжной культуре, но и в развитии общества, о том, что они могут привнести в жизнь каждого человека, поведает еще одна поучительная история, совсем недавняя. Ее в июле 2005 г. рассказал выпускникам Стэнфордского университета Стив Джобс, основатель и многолетний руководитель всемирно известной компании Apple. После смерти гениального изобретателя в 2011 г. эта знаменитая речь не раз цитировалась - три истории Джобса: «о соединении точек», «о любви и потере», «о смерти».

Факт, на который хочется обратить внимание читателей, - из «Истории первой - о соединении точек». Известно, что Стив Джобс бросил учебу в Рид Колледж (Портленд) после первого семестра, но остался там, чтобы изучать курс шрифтового искусства.

«…Многое из того, что я открыл для себя в те времена, подчиняясь своему любопытству и интуиции, впоследствии оказалось бесценным. Приведу один пример. В Reed College, на мой взгляд, преподавание каллиграфии было лучшим в стране. Повсюду в университете любая афиша, любая этикетка, любое объявление были написаны красивым каллиграфическим почерком. Поскольку, бросив учебу, я не посещал обычных лекций, то решил брать уроки каллиграфии, освоить ее. Я узнал о шрифтах Serif (с засечками, т.е. антиквенных - прим. ред.) и San Serif (без засечек, т.н. «рубленые»), об интерлиньяже, кегле и о многом другом - обо всем, что делает великолепное шрифтовое оформление великолепным. Это прекрасное историческое, изысканное искусство, можно сказать, что это - наука, которая не может не увлечь, - и я увлекся ею.


В то время казалось, что все это не найдет практического применения в моей жизни. Но через десять лет, когда мы создавали первый компьютер Макинтош (Macintosh), все это пригодилось, все это мы встроили в Mac. Это был первый компьютер с прекрасными шрифтами. Если бы я не бросил колледж еще на первом курсе, у Mac'а никогда не было бы столько пропорциональных шрифтов со столькими гарнитурами. И если бы для Windows не скопировали шрифты у Mac'а, возможно, у персональных компьютеров до сих пор не было бы столько (и таких!) шрифтов…»
 Стив Джобс

Компания Apple не обошла вниманием и великий шрифт, о котором мы сегодня рассказали. В 1984 г. была разработана гарнитура ITC Garamond Light, которую использовали для брендинга и маркетинга новой серии Макинтошей, а позже усовершенствовали: шрифт для Apple, прямой «потомок» гарамона, сейчас известен под названием Apple Garamond. Существуют и другие гарнитуры, разработанные по графическим принципам этого удивительного шрифта, в том числе и его кириллические версии, - это имя вы найдете в меню миллионов компьютеров по всему миру!

Инновации Стива Джобса в области дизайна компьютерных текстов и введение в обращение дигитальных (цифровых) версий наборных шрифтов часто сравнивают по значимости с открытием Гутенберга. В любом случае, очевидно, что и эта история нашего цифрового века не обошлась без подарка от великой книжной культуры прошлого…

Елена Данилова

история, книжный дайджест, книги

Previous post Next post
Up