Юрий Власов про Огненный Крест

Nov 08, 2020 21:57



"Дух народа, закованный в объятия скелета", - такой эпиграф выбрал Юрий Власов для своей исторической исповеди "Огненный крест." Я долго искал первоисточник этой фразы, но интернет раз за разом отсылал меня неизменно к самому Юрию Власову. Смирившись с поражением, я тоже отправился указанной дорогой.

"Эта книга для меня особенная. Всё началось очень давно, ещё в 1959 году... Я решил написать роман о революции, о всём том, чем она обернулась для России (да, роман - ни больше ни меньше). Сам замысел не случаен. Потрясения от разоблачений Хрущёвым зверств сталинизма не то чтобы утихали, входили в русло буден, а, наоборот, оборачивались явным расколом общества, всё более распространяясь вширь и подводя к вопросам коренной важности: чем явилась революция, только ли в Сталине причина наших колоссальных несчастий?

Одна за другой возникали теории, объясняющие причины трагедии. Нечего и говорить, что едва ли не подавляющее большинство из них были верноподданными - от правоверного ленинизма. И при всём том воображение будоражили судьбы тысяч и тысяч людей, выживших в нечеловеческих условиях лагерей и вдруг оказавшихся среди нас. Я встречался со многими из них - и какие рассказы, биографии, невероятные случаи мне доводилось слышать! После я жадно, по памяти восстанавливал наши беседы. Но выводы у всех были однозначны: виноваты Сталин, Берия...

Поначалу замысел романа я представлял себе вполне ясно. Да, Сталин - изверг, великий Ленин им обворован и оболган. За ленинизмом - счастье человечества...



"...Непосредственному написанию романа мешало чувство неудовлетворённости. Меня грызло понимание того, что события неизмеримо глубже моих представлений о них. И это даже было не столько понимание, сколько инстинкт. А самого материала доставало уже на несколько книг - такое нагромождение жутких и порой невероятных историй - только пиши... Я всё отодвигал и отодвигал исполнение замысла.

К концу 60-х годов я уже проникся пониманием преступности идей ленинизма, но логическая связь событий, подлинные, глубинные пружины трагедии не давались мне. И в самом деле, почему эта страшная болезнь поразила Россию? Почему народ несёт на собственных плечах своих мучителей?.. Да, я искал своё осознание того, что случилось в 1917-ом, и где мы сейчас, кто мы?..

Сюжета не было, он возникал в процессе работы, и словно сам взялся руководить мной. Я лишь считывал его из своего сознания... Главная задача была - довести работу до конца, а для этого я должен был молчать, десятилетиями молчать о том деле, которое делаю. Это было невыносимо. О самом главном, что составляло смысл моей жизни, я сказать никому не мог...

"Огненный крест" написан не для доказательства того, что лучше - капитализм или социализм. В книге исследуется ленинизм и социализм изнутри, с позиции нравственной. Это главное. Я не ставил целью сорвать зло на социалистическом прошлом своей Родины. Для подобных дел сочиняют не такие книги. Кто-то должен был возвысить голос против мракобесия ленинизма. Судьбе было угодно, чтобы этот жребий принял и я".
Юрий Петрович Власов. "Огненный крест. Историческая исповедь в двух частях". Роман.- М.: Изд-во "Новости", 1992, стр.стр. 6-11.

Прочитав книгу, сам себе невольно ответишь на вопрос, почему автор взял такой эпиграф к роману:"Дух народа, закованный в объятия скелета..."
Он и не мог взять другой. Но откуда он его взял?

Previous post Next post
Up