"Настоящая любовь к литературе, склонность к сочинительству идёт у меня, я считаю, от матери, - писал он в автобиографии. - Яркие образы историй, которые рассказывала она мне в раннем детстве, полностью заменили в моей памяти воспоминания о конкретных событиях в моей жизни тех лет". О, да, его мать Мэри Джозефин Элизабет Фоули, страстно любила книги! Знаете, бывают такие люди, которые очень любят читать, но если попросить их пересказать сюжет, то внятного изложения не дождёшься: "ну, был там один рыцарь, он с мельницами боролся...". Фоули обладала даром рассказчицы. Сын, словно бы попадал в миры, где совершались подвиги, где рыцари сражались, любили и погибали во славу Прекрасных дам. Отец тоже был человеком творческим, художником, только вот пил, а в алкогольном угаре мог всякого натворить. Знакомые корректно говорили : "Странный он, этот Чарльз Олтемонт".
Посмотрев на обстановку в семье, богатые родственники отправили девятилетнего мальчишку в иезуитский закрытый колледж. Мальчик целых 7 лет прилежно занимался, но был, скорее, "хорошистом", чем "отличником". Богословие, философия, а ещё - религиозные и классовые предрассудки, физические наказания - да он просто возненавидел всё это, на всю свою жизнь. Как и математику. Ну не давалась она мальчишке, хоть плачь! Но самым неприятным было то, что его постоянно унижали и издевались над ним итальянские эмигранты братья Мориарти, а что он мог сделать в ответ? Вызвать на "крикетную дуэль" (мальчик очень любил крикет и показывал большие успехи)? Но он отомстит, да ещё как! Имена вредных итальянцев кто сейчас вспомнит, а фамилию знают все, только совсем не в положительном смысле. Конечно, вы уже давно догадались, что сегодня мы говорим об Артуре Игнейшусе Конан Дойле, который не забыл своих обидчиков и вывел их под фамилией злого гения, в одном из своих знаменитых рассказов об известнейшем в мире сыщике.
Кстати, очень забавный факт: в отечественных дореволюционных переводах сыщика называли не иначе, как Черлок Гольмц, что вполне могло бы увести читателей не в Англию, а совсем в другое место :). Впрочем, "Черлока" читатели бы обожали при любом раскладе, ведь он считался великим гуманистом и защитником справедливости. У Дойла многие герои были такими - отважными, не боящимися трудностей, не выносящими скуки и безделья. Про Холмса вспоминать не будем, он "разобран" на цитаты полностью. А вот, например, в подтверждение моих слов, слова лорда Рокстона, героя "Затерянного мира": "А риск, милый юноша, придаёт нашему существованию особую остроту. Мы слишком уж изнежились, потускнели, привыкли к благоустроенности. Нет, давайте мне винтовку в руки, безграничный простор и необъятную ширь горизонта, - и я пущусь на поиски того, что стоит искать".
Какое-то время я была уверена, что Дойл получил свой рыцарский титул именно за "шерлокиану". Многие его современники тоже думали именно так, от чего писатель приходил в ярость. Между прочим, легко мог бы и "настучать" обидчикам, т.к. был одним из самых сильных боксёров-любителей в Британии. История титула никак не связана с литературой: когда началась Англо-бурская война, Дойл попросился на фронт, но ему отказали - решили поберечь уже известного в целом мире писателя. И он, как лорд Рокстон, не захотел "нежиться и тускнеть", а поехал на передовую сам, за собственные средства. И так же, за свои деньги организовал полевой госпиталь, оснащённый всем необходимым - врач по-профессии, он чётко представлял, как сделать госпиталь образцовым. Именно за эти труды Дойл получил рыцарское звание и орден Британской империи. Родился 22 мая 1859 года - скончался 7 июля 1930 года. [то ли быль _ то ли небыль]- Так куда же мне вас отвезти, месье Конан Дойл? - почтительно осведомился усатый таксист. - О, вы знаете меня? - приятно изумился писатель. - Впервые вижу, - признался шофёр, - но я воспользовался вашим дедуктивным методом! Выдержав паузу, он гордо продолжил: - Во-первых, я прочитал в газетах, что Артур Конан Дойл вот уже две недели находится у нас, во французской Ривьере, на отдыхе. Во-вторых, поезд, с которого вы сошли, марсельский. Ваш загар можно приобрести, проведя на побережье Средиземного моря, как минимум, дней десять. Далее, на среднем пальце вашей правой руки имеется несмываемое чернильное пятно, из чего можно заключить, что вы писатель. По манере держаться вы врач, покрой платья, определённо, лондонский. Таким образом, сведя все наблюдения воедино, я сказал себе: Вот он, Конан Дойл, - прославленный творец великого сыщика! - Да вы сами почти Шерлок Холмс! - потрясенно произнёс писатель. - Так-то оно так, - немного замялся таксист, - Но я заметил еще и ярлык, приклеенный к вашему чемодану. На нем крупно выведены имя и фамилия!