"Любовник, который боится воров, не достоин любви"

Jan 24, 2023 12:19


"Un amant qui a peur des voleurs n'est pas digne d'amour" - пренебрежительно сказала Мадлен де Скюдери, когда парижские влюблённые попросили короля о защите. Всё дело в том, что только-только закончилось кровавое расследование "дела о ядах", "взорвавшее" двор Людовика XIV и унёсшее в могилу множество высокопоставленных особ. Так мало этого - в Париже происходит целая серия загадочных убийств и ограблений! По ночам, когда поздние прохожие стремятся побыстрее добраться к себе домой (или не к себе), кто-то неуловимый нападает на них с кинжалом. Такова завязка написанной в 1818 году остросюжетной историческая новеллы Эрнста Теодора Гофмана, день рождения которого отмечается сегодня, 24 января. Называется она "Мадемуазель де Скюдери. Хроника времён Людовика XIV" и не так много любителей творчества Гофмана её читали. И очень жаль! Новелла очень увлекательна и сама по себе, и тем, что открыла новую для европейских читателей тему - совместимости в одном человеке гения и злодея.

Чем ещё так примечательна новелла? Это первое литературное произведение, где один из героев является серийным убийцей. Первое, где женщина расследует преступление. Кроме того, существует мнение, что вовсе не "Убийство на улице Морг" Эдгара По первый детектив, а именно "Мадемуазель де Скюдери". Правда, критики этого мнения утверждают, что новелла не дотягивает до детективной, дескать, и сыщика как такового здесь нет, и любовная линия слишком уж похожа на обычный сентиментальный роман... Впрочем, это не важно. Знаете, что меня больше всего поразило? Гофман придумал всю историю вот только лишь из одного двустишия, который я вынесла в заголовок! Его он нашёл в одном из сочинений Иоганна Вагензейля, профессора истории и востоковеда. А все остальные подробности вымышлены, причём, Гофман и в Париже не был никогда. Чтобы не попасть впросак, "Эрнест Кристофович" взял в библиотеке всё, что только смог найти о времени правления Людовика XIV. Новелла - очень редкий образец из литературного наследия писателя. Она новаторская, лишённая мистики (что вообще не характерно для Гофмана) и очень психологическая.

Я бы ещё хотела немного рассказать о самой мадемуазель Мадлен де Скюдери. Такая женщина действительно жила и даже была знаменитой - писала книги в жанре прециозной литературы. Если перевести на "человеческий язык" - направление, популярное во Франции (начала XVII века) в придворно-аристократической среде. Знаете, это когда берутся темы из истории Древней Греции, например, а потом при помощи метафор, аллегорий и большого количества вычурностей рассказывается о мелких эпизодах светской жизни :). Так вот, Мадлен не была слишком хороша собой, но это не мешало ей быть постоянно окружённой поклонниками. Впрочем, замуж она не вышла, как пишут - "отдавала предпочтение платоническим чувствам, тк именно они являются "залогом свободы от брачных уз". Мадлен часто посещала литературный салон мадам де Рамбуйе, где её называли "Сафо", в честь древнегреческой поэтессы и музыканта. Позже открыла и свой собственный салон, куда были вхожи очень знаменитые личности того времени. О степени популярности де Скюдери говорит тот факт, что в 1695 году Людовик XIV повелел выбить медаль с её изображением. Ну, и разумеется Гофман подтвердил популярность, взяв образ мадемуазель для своей новеллы.


де Скюдери, Гофман, Немецкая литература

Previous post Next post
Up