22 июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
К. Симонов
Для меня это не просто слова "Никто не забыт. Ничто не забыто". И для многих и многих обычных людей. Пусть совсем немного осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Пусть злобные шавки лают из-за углов : "Хватит! Сколько можно говорить о той войне! Надоело!", пусть "иваны, не помнящие родства" пытаются переписать нашу историю, пускай глупцы забывают прошлое... Нам нет до них дела. Мы, дети, внуки, правнуки спасших нас от страшной гибели, говорим - Спасибо! Спасибо, наши дорогие воины, за жизнь. Вечная память павшим в боях Великой Отечественной войны. Вечная слава тем, кто выжил.
Война... Война - это не только взрывы, выстрелы, сражения. Война - это прежде всего люди. Мой небольшой обзор о них, о тех, кого коснулось смертельной дыхание самой страшной войны в истории человечества...
"Ночевала тучка золотая" Анатолий Приставкин
Анатолий Приставкин в своей повести "Ночевала тучка золотая.." рассматривает и показывает войну и депортацию глазами детей, глазами двух братьев-близнецов Кузьмёнышей, как они сами себя называют. Это дети-детдомовцы, которые никогда не видели нормальной жизни, той, которая есть у нас. Друг без друга они не могут не только жить, но и даже представить, каково это. Они всегда привыкли держаться вместе, две головы вместо одной, четыре руки вместо двух. Так легче, так проще. И даже война кажется не такой страшной, ведь они вместе. Они могут. Они справятся... Но в такой серьёзной книге просто не может быть лёгкого и светлого финала. Эта повесть, пусть не о самой войне, но о том, что она может сделать с жизнью. Как эта война может всё перечеркнуть. Как рушатся надежды и мечты.
"Остров в море" Анника Тор
Повесть "Остров в море" - история девочки из семьи австрийских евреев, которую приняла и спасла шведская семья. Это взгляд на большой и поначалу чужой мир, в который попадает оторванный от семьи и родины ребенок. 1939 год. Австрия захвачена фашистами. Стефания и ее сестренка из еврейской семьи, а значит им надо бежать из страны. Родители не смогли выбраться, но они попытались спасти хотя бы своих дочерей. И вот она, Швеция, и две приемные семьи. Грустная книга, но какая же она светлая и добрая! В судьбах двух маленьких беженок из Австрии так много горького, но как же им везет на хороших, честных людей. Да, не все такие. И трудностей будет много, и преодолевать их будет очень непросто, и смиряться с потерями нелегко, и приходить к пониманию приемных родителей тяжело, а уж к любви и привязанности дорога еще длиннее. И все-таки Штеффи и Нэлли с достоинством пройдут этот путь.
"Судьба человека" Шолохов М.А.
Это не просто судьба человека. Это судьба страны: истерзанной, выстрадавшей, но не сломленной и не очерствевшей. Таков и Андрей, на чьем пути были потери,смерть близких, плен. Но он находит в себе доброту и любовь для осиротевшего мальчика, и ещё не известно, кто из них двоих больше нужен другому. Он пережил все: войну, плен, потерю самых родных людей. Но вместо того, чтобы обвинять судьбу за все, что ему пришлось вытерпеть - он отдает. Отдает свое тепло, свою любовь и заботу тому, кто так в этом нуждается...
"В списках не значился" Борис Васильев
Васильев умел говорить о войне, как никто другой. Каждое слово в его книгах задевает за живое, рвет душу на части, потому что книги его - настоящие. И герои настоящие. И война тоже настоящая. Очень сильное и пронзительное произведение о стойкости и несгибаемой воле русских солдат, оборонявших Брестскую крепость. "Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат".