От двух до пяти. И старше

Mar 31, 2021 11:15


Дети ничего не знают о Николае Корнейчукове, но имя Корнея Ивановича Чуковского знают все маленькие читатели. Родился он 31 марта 1882 года и, через много лет, стал самым издаваемым в СССР и России автором произведений для детей. К примеру, по данным Российской книжной палаты за прошлый год, тираж книг Чуковского превысил миллион экземпляров. Это тот самый яркий пример пути человека ad astra per aspera.

Трудно найти другого такого детского писателя, который бы на протяжении всего творческого пути подвергался огромному количеству критики от людей взрослых, но которого бы так горячо любила детвора. Сейчас нам очень удивительно слышать, что сказку "Крокодил" называли "аллегорическим описанием корниловского мятежа", а именины и свадьбы из "Мухи-Цокотухи" - "буржуазными праздниками". Вообще, это удивительная тема - "скрытые мотивы произведений Чуковского" по мнению тогдашних цензоров и критиков.

"Вредная уже своей безыдейностью, такая безделка становится определенно вредной, когда Чуковский берется давать ребенку какую-то мораль. Типичный пример его - "Муха-Цокотуха", где воспевается идиллия мухиной свадьбы, совершаемой по традициям заправской мещанской свадьбы" ("Литературная газета", 1929 год).

"...Мама по саду пойдёт, Мама с дерева сорвёт Туфельки, сапожки. Новые калошки.Папа по саду пойдёт, Папа с дерева сорвёт Маше - гамаши, Зинке - ботинки...". Стихотворение "Чудо-дерево" было опубликовано в 1924 году и сразу же вызвало шквал критики. Заведующая отделом детской литературы ОГИЗа Клавдия Свердлова возмущалась, что стихотворение дает ребенку неправильные представления о труде и социальных задачах. А Надежда Крупская увидела в "Чудо дереве" глумление над попытками обеспечения государством обувью бедных слоёв населения: мол, Мурочке достаются туфли с помпончиками, а убогим и босоногим детям  - валенки да лапти.

Уже упомянутому мной "Крокодилу" доставалось больше всего, пожалуй. Политический подтекст в сказке находили нереальное количество раз - время было такое, что политика была во главе всего, что делалось в нашей стране. "Ленинград - исторический город, и всякая фантастика о нем будет принята как политический намек. Особенно такие строки: «Там наши братья, как в аду - / В Зоологическом саду. / О, этот сад, ужасный сад! / Его забыть я был бы рад. / Там под бичами палачей / Немало мучится зверей». Все это еще месяц назад казалось невинной шуткой, а теперь после смерти Кирова звучит иносказательно" (Председатель Детской комиссии Николай Семашко, 1934 год).

Вот как, к примеру, могут восприниматься такие строчки в наше время? "Давай-ка мы, жёнушка, Домок наживать. Поедем, голубушка, На базар гулять. Купим-ка, жёнушка, Курочку. Курочка по сеничкам - Тюк-тюрюрюк!". Потом муж с женой хотят купить ещё уточку, гуся, барашка... Пожалуй, я бы сказала - здорово, что у людей есть возможность обзавестись живностью для подсобного хозяйства. А вот в конце 1929 года сборник народной лирики "Домок" в литературной обработке Чуковского оказался очень несвоевременным. В то время шла коллективизация, создавались колхозы и Чуковский, который всегда пытался бороться за свои произведения, даже не стал и пытаться в этот раз. "Восхваление кулацкого накопления" - ярлык повешен, борьба бесполезна.

Я не пыталась в этом посте анализировать влияние политики на творчество Корнея Ивановича. Просто ещё раз хотела показать, что взрослые, умные, опытные люди, уверенные в своей правоте, в том, что только они истина в последней инстанции, тоже могут ошибаться. И ошибаться глобально. Дети - чаще правы в своих пристрастиях. Разве миллионы изданных книг Чуковского тому не подтверждение? И как я уже один раз рассказывала, есть родители, которые с удовольствием читают своим детям и "Мойдодыра", и "Тараканище", и "Федорино горе", а потом приходят к нам в библиотеку и просят: "Дайте ещё что-нибудь! А то, мы уже всё перечитали. Жаль, что Чуковский больше ничего не пишет!" :).

Советская детская литература, Чуковский, Цензура

Previous post Next post
Up