Сказ о том, что яйцо было раньше курицы или рождение Вашингтонского Крейсера.

Sep 06, 2021 19:02



В традициях наших ВМ историков описывать появление тяжелых крейсеров как следствие ограничений вашингтонского договора. Однако ограничения появились не на пустом месте. И в новой серии статей я постараюсь показать как и почему они сложились именно такими, естественным путем из требований войны на море того времени.
И начну с немцев.
Сразу после Ютландского боя в кайзеровском флоте прошли широкие обсуждения и тактики и техники флота. В основном они касались капиталшипов, но и крейсера тоже стали предметом достаточно жарких дискуссий.
В немецком флоте все функции крейсеров были возложены на так называемые малые крейсера(Kleinerkreuzer). То есть и функции эскадренного крейсера и океанского. Поддерживать их действия должны были большие крейсера( Großerkreuzer). Однако к этому времени большие крейсера, представленные на тот момент линейными крейсерами, стремительно сливались с линкорами превращаясь в их быстроходную разновидность и становясь слишком важными для линейного боя, что бы расходовать их на поддержку скаутских сил флота. Малые же крейсера, которые являлись последовательным развитием построенных по программе 1896/97 года крейсеров типа Газелле,


оказались неспособны провести разведку противника, и хотя справлялись с отбитием атак вражеских миноносцев, но поддержать атаку своих, эффективно противостоя КрЛ противника не смогли. По поводу строящихся новых крейсеров


были те же обоснованные сомнения. Вообще по опыту войны немецкие моряки пришли к выводу, что данный класс крейсеров оказался "ни рыба ни мясо"- слишком большие для ближнего скаутинга и слишком маленькие для дальнего. Поэтому было принято решение развить два класса крейсеров, один поменьше, типа больших лидеров флотилий близких к британскому типу С и второй по больше, для поддержки первых и для дальнего скаутинга. Стоит отметить, что обсуждения сразу были оговорены как теоретические, на послевоенное будущее. Правда оно виделось не таким дальним- в конце 1916 года немцы выступили с мирными предложениями, особо серьезно выглядящими на фоне заявления готовности американского президента Вильсона выступить посредником на мирной конференции и даже пригрозившего санкциями склонить воюющие стороны сесть за стол переговоров. Шанс на скорую реализацию имели только крейсера типа FK, флотские крейсера, прект которых поддержал сам император.


По поводу же второго типа мнения разошлись. Были предложения броненосносного крейсера напоминающие уменьшенный до 14-16кт Дерфлингер с вооружением из пяти двухорудийных башен 21см/45 и противоминным калибром из шкодовских 120мм и подобные. Однако эти проекты встретили резкое возражение флаг офицера второй разведывательной группы Георга Хеббингауса(Vice Admiral Georg Hebbinghaus), что данные крейсера так же будут использоваться именно как линейные, так как будут дороги и их будет мало, и разведывательные силы останутся без поддержки. Так что лично он видел выход именно в постройке слегка увеличенных ФК и все. Большинство же морских специалистов сошлись на не столь амбициозном как вышеописанный броненосный крейсер, проекте.
Оптимальным им виделся крейсер водоизмещением 9500-10000т, с скоростью в 32-33у, вооруженный восьмью 19см орудиями, зенитками и 4или8-600мм Т,А.


Однако воплотиться в конкретные проекты это предложение не успело. Из мирных предложений ничего не вышло. Попытка принудить к миру союзников путем неограниченной подводной войны загнало США в стан врагов, что кончилось крахом Германской Империи.
О проектах забыли, и все что от них осталось- упоминания в обсуждениях да скетч с видом главной палубы. Однако весьма знаменательно, что второй флот мира самостоятельно пришел к тяжелому крейсеру, да еще и предсказал те проблемы, что будут сопровождать этот класс крейсеров все время его существования.

генезис проектов., тяжелый крейсер., ПМВ, филосо, крейсера, история, Вашингтонский крейсер, скаут, Флот.

Previous post Next post
Up