Lee Morgan "Sonic Boom" 1967-1969

Dec 02, 2009 20:30


На самом деле, Sonic Boom в переиздании 2003 года - это не альбом. Точнее, это не альбом в привычном понимании этого слова. Судите сами - мало того, что к оригинальной записи 1967 года прибавили еще несколько бонус-треков, которые на два года моложе, так и тот, изначальный альбом из 67го увидел свет лишь двенадцать лет спустя, в год расцвета пост-панка и зачатков новой волны, когда интерес к хард-бопу достиг академических или, выражаясь человеческим языком, нулевых величин.

1967 год стал в чем-то переломным для Моргана - уже далеко не золотой филадельфийский мальчик в ансамбле Гиллеспи и позже золотого состава «Джазз Мессенжерс» Арта Блейки с великим Уэйном Шортером , и уже даже не состоявшийся,коммерчески успешный Морган, записавший «Sidewinder», The Rumproller» и; - но еще немного не дотягивающий до позднего Моргана, которого мы знаем - Мастер, достивший своего пика, подаривший миру жемчужину хард-бопа «Live at the Lighthouse” и «The Last Session“. Что-то посередине. Поэтому неудивительно, что два из трех альбомов, записанных Ли в 1967 году, вышли намного позже своей записи и после смерти музыканта - в этом есть какая-то символика.

К «Sonic Boom“ Морган подошел в неоднозначной форме- многие критиковали его за попытку эксплуатации огромного коммерческого успеха альбома «Sidewinder“, которая выразилась в вышедших «The Rumproller“ и «Cornbread“ - оба альбома насквозь фанковых , связавших хард-боп и фанк настолько воедино, насколько это вообще казалось возможным. Именно фанки-составляющая не понравилась многочисленным критикам, усмотревшим в этом коммерциализацию того саунда, который привыкли слышать от Моргана. Критики не хотели замечать ни продуманных аранжировок, ни партий саксофона и собственно трубы Моргана, которые даже на фанковой подложке являли собой чистый, искренний и бескомпромиссный джаз. Не говоря уже о том, что на всех «коммерческих» альбомах большинство треков составляли как раз совершенно джазовые композиции, несколько ушедшие в тень своих хитов - собратьев по записи, бивших строчки R'n'B хитпарадов «Биллбоарда». Ушедшие , впрочем, для публики, на которую они и не были ориентированы .

Забегая вперед отметим, что и на «Sonic Boom“ Ли не стал изменять привычной формуле и замешал рецептуру альбома на термоядерной смеси из фанк-блокбастеров, разбавленных классическим хард-боп звучанием. Впрочем, в этом не только его «вина» - объяснением тому служит тогдашняя политика « Blue Note“, которая зачастую требовала от своих ведущих музыкантов обеспечивать коммерческий успех альбома именно таким образом. Нельзя, правда, отметить, что Ли особенно сопротивлялся этой политике - но по крайней мере то , как он претворял ее в жизнь, достойно всяческого восхищения. Музыка оказалась сильнее штампов - сейчас, спустя столько лет после записи альбомов и смерти Моргана, «забойные» номера смотрятся вполне органично, а сами альбомы - целостно.

Не последнюю роль в этом сыграло и то, что партнером по апрельским сессиям 1967 года, в ходе которых и родился «Sonic Boom“ , стал Дэвид «Фэтхэд» Ньюмэн - выдающийся тенор-сакс, который также как и Морган имел врожденную привязанность к «неджазовым» стилям вроде фанка, за что и бывал нещадно критикуем - так же, как и Ли. В ходе такого синтеза не просто не мог получиться чисто хардбоп альбом - он таким и получился.

Компанию музыкантам на оригинальной записи 67 года составили такие величины, как басист Рон Картер, работавший с Майлзом Девисом, Фредди Хаббардом и Хорасом Сильвером, признанная звезда хардбопа пианист Седар Уолтон, уже знакомый Моргану по их предыдщей работе в «Мессенжерс» и сотрудничавший с ним на других альбомах из того же времени, и барабанщик Билли Хиггинс - надежный , музыкальный ударник с огромным опытом, переигравший практически со всеми большими музыкантами, в то или иное время обращавшимися к хард-бопу и постоянный партнер и собственно Ли Моргана во время его сессий на протяжении долгого периода времени.

Сессия 1967 года открывается композицией «Sneaky Pete“, и с места в карьер Ли и команда дают фанкового жару, причем делают это на заглавном треке альбома настолько рафинированно и изящно, что диву даешся - кто мог до этого упрекать Ли, автора композиции, в отсутствии сочинительских талантов? Тема трэка просто сбивает с ног своим напором , мелодией и новизной! После убойного вступления следует пламенно-холодное соло Моргана - резкое, отстраненное, отточенное и в тоже время искрящееся и пылающее - это Ли в лучшем виде, такой, каким мы его знаем. Эту же канву продолжает Уолтон со своим сольным проходом, используя на один квадрвтный такт , вероятно, чуть больше нот, чем многие другие партнеры Ли по секции клавишных.

Картер получает возможность продемонстрировать, что он не только отличный костяк для классных хард-боп солистов, подготавливающий им плацдарм для атаки ,но рассудительный и солидный солист. Эту же возможность он получит на альбоме чуть позже, на композиции «The Mercenary“ идущей следующим номером. Она начинается несколько неожиданной для классического хардбопа рваной конструкцией риффа , перекликающейся с партией трубы и тенор-саксофона, и перетекает в уже более привычную свинговую форму , в которой главенствующую роль занимает рояль Уолтона, облегающий свинговый каркас мягкой, но довольно настойчивой партией.

Следующая композиция альбома, давшая ему название - «Sonic Boom“, вновь раскрывает нам композиторские таланты Моргана, нашедшие свое выражение в запоминающейся теме записи. Здесь Ли отходит от привычного фанкового задела, сохранив, однако, быстрый темп, в котором одинаково хороши все солирующие партии и особенно Уолтон, накладывая аккорды в ритмический рисунок не совсем типичном для би-бопа образом.

Морган не отходит от фанковой темы и на следующей вещи - «Fathead“ , и это ему удается едва ли не лучшим образом со времен « Sidewinder“. Кристально чистая, непревзойденная по забойности тема, тональная гибкость «Фэтхэда» Ньюмена, которому и посвящена композиция, яростная сольная атака самого Ли, где музыкант чеканит ноты, как пресс монеты - все пули в цель, ни одной мимо, каждая нота цепляет и заставляет пробудиться самые темные фанковые уголки души любого! Ли в лучшем виде, пленных не брать! Под стать и Уолтон с четким, ритмичным вкладом в общее дело.

Из того же разряда «Mumbo Jumbo“ , у которого тоже ноги явно растут из золотых времен «Сайдвиндера» - быстрый фанк с элементами латинского джаза. Впрочем как раз здесь труба Моргана выказывает некоторую неуверенность- поле явно не его.То ли драйва нет, то ли драйв не тот - в любом случае, до остальных быстрых номеров композиция явно не дотягивает. Cтранно, что и в этот раз Морган решил включить «латинскую» вещь в программу - предыдущие опыты в этой сфере заканчивались явно плачевно.

Да и Руди Ван Гелдер «подсобил» - высокий регистр что у Моргана, что у тенор-сакса Колмена вытягивается не всегда идеально,что , в общем, на признаннейшего мэтра звукозаписи совсем не похоже.

Морган в компании с «Blue note“ не стал изменять привычному рецепту успеха и добавил стандарт из разряда «помедленнее» «I'll never be the same“ в общее фанково-хардбопное пиршество. Здесь Ли в очередной раз демонстрирует своим соло, что несмотря на свою репутацию, он может быть и хорошим лириком тоже.

Единственная композиция «Фетхеда» Колмана с этого альбома «Free Flow“ вкупе с неортодоксальным началом имеет интересный мелодический и ритмический рисунок, в остальном являет собой настоящий , бескомпромиссный хард-боп, где Моргану уже не нужно изворачиваться, подлаживаясь под явно неудобный для него ритм- труба тут как и раньше, не играет, а рубит, и остальные с удовольствием поддерживают заданные правила игры.

В этот раз одного стандарта Моргану показалось мало, и он развивает лирическую тему классической «Stormy Weather“ Арлена и Келера, и делает это с не меньшим изяществом, как на «I'll never be the same“. Обе вещи - хороший ответ тем, кто умещает все таланты Ли Моргана в умение яростно выколачивать ноты из трубы на номерах в хорошем темпе. Глубины Майлза ему, конечно, тут не хватает, но никогда на нее и не претендовал.

Состав сессий 1969 года кардинально изменился - Уолтона на рояле заменил Харольд Маберн, пианист похожего стиля. Контрабасистом на секции стал Уолтер Букер - выдающийся, но во многом недооцененный музыкант с неповторимым стилем, умевший заставить звучать инструмент так быстро,как мало кто другой. Бессменного партнера Моргана - Хиггинса сменил Мики Рокер , один из любимых музыкантов Диззи Гиллеспи

Первая композиция с сессий 1969 года является классическим строенной темой духовых с последующим «распадом» и развитием темы. Соло Моргана отличного качества - равно как и соло Маберна, одинаково хорошо впитавшее в себя традиции как Маккоя Тенера, так и Орнетта Колмана, привнесшее необычные черты в музыку составов Ли Моргана.

На поздней сессии нашлось место еще одной «латинской» записи, на этот раз от тромбониста Джулиана Пристера. Стоит отметить как ритм- секцию с необычным басовым рисунком, как и Ли , неожиданно излечившегося от своего «латинского» недуга и выдавшего великолепное соло - равно как и Гарольда Маберна, хорошо подчеркнувшего жанровое происхождение вещи своим воздушным соло.

Еще один фанк - «Uncle Rough“ Маберна, на этот раз с поздней сессии, своей запоминающейся теме и общему настроению обязан сразу нескольким известным композициям из прошлого, но и развивающиеся элементы хороши - Ли выжимает из жанра все, что только возможно, и может быть, даже слишком много.

Барабанщик Мики Рокер отметился солнечной карибской вещью « Сlaw-Til´-Da“ ,в которой вновь проявляется неубедительность Моргана, когда он затрагивает определенные жанры и поджанры, а так же Маберн проявляет свое искусство жарить на рояле вполне в «латинском» стиле игрой октавами.

Во многом фанковый альбом не мог завершится фанковой же вещью = «Untitled Boogaloo“. Собственно , это даже не композиция, а явный джем на заданную тему. К сожалению, музакантам не удалось поставить яркую точку в 78 минутах звучания - вместо этого появилось ощущение недосказанности, недоделанности. Впрочем, на этой вещи явно чувствуется, как музыканты получают удовольствие от игры с друг другом - так хотя бы порадуемся за них.

«Sonic boom“ не удовлетворил поклонников, и не успокоил критиков - те как обвиняли Моргана в коммерциализации и в отсутствии новых идей, так и продолжили обвинять. В самом деле, фанк цветет на альбоме пышным цветом , а многие композиции явно имеют заимствования и з прошлого - как от собственных предыдущих работ Ли Моргана, так и от чужих.

Но разве это может сделать музыку менее хорошей, чем она есть? Одно можно сказать точно - это настоящий Ли, со всей своей яростью и бескомпромиссностью, и это настоящий хард-боп, с фанком ли или без. Купите этот альбом сегодня.
Next post
Up