Пит Мондриан в Третьяковке - цвет, мазок и линия

Sep 22, 2013 14:46

Хорошо ходить гулять в дождь, еще лучше - ходить на выставки. Хмурые, смазанные цвета на улице любое цветовое пятно красят в два раза ярче. Мондриан, основным цветом которого я считаю красный, был ферически интересен вчера. Пост будет про краски и мазки.

Вытащить себя из квартиры под непрекращающийся дождь было непросто. Все серо-коричнево-черное. Я спала в троллейбусе, почти объехала Садовое по кругу, чтобы вернуться обратно на Басманную. Таки вылезла и пошла пить кофе в Парк Горького. Оказалось, глазам не хватало пространства и зелени. 20 минут наблюдения за листвой на главной аллее и идея прогуляться по Музеону, а потом перебраться в выставочный зал Третьяковки на Крымском валу перестала быть дурацкой. Все по домам, кафе, а я чапаю по лужам в новых сапогах на шерстяные носки под зонтом и мне прекрасно.

Сразу скажу, в художественном развитии я остановилась где-то между Сезанном и синим периодом Пикассо. Дальше в живописи я ничего не понимала, хотя некоторые картины мне просто нравились. 2 часа на небольшой двухэтажной экспозиции, еще час просмотра постоянной экспозиции и я оказалась готова идти дальше. Немногим меньше 40 картин Мондриана помогли мне как минимум не бежать мимо Гончаровой-Ларионова-Татлина-Пиросмани и далее по Бубновому валету, Малевичу и ко до любимых Филонова с Шагалом. В первый раз я начала смотреть на эти картины и видеть их.

Начинается выставка Мондриана для меня с трех картин по левой руке. Три нетипичных пейзажа голландской речки Гейне. Густая, теплая, глиняно-охрово-кирпично-красная гамма. Сложные, ровные мазки. Листва как огромные пузырчатые, переплетенные внутри туманности на тонких четких стволах-ножках.

"Вечерний пейзаж на Гейне", 1907. Теплая, розовая гамма, масса деревьев в правой части доминирует над рекой внизу. Текстура листьев напоминает морские губки, неровные пузырьки внутри движутся против часовой стрелки. Вся роща словно склоняется к 3 небольшим деревцам в левой части и укрывает лодку на воде. Тонкие и хрупкие стволы напоминают ножки подводных одуванчиков. 2 годами раньше он написал этюд той же местности под названием "Изгиб реки Гейн". Он висит прямо напротив "Вечернего пейзажа". На нем те же самые деревья гораздо более пропорциональны, листва не плотная, как губка под водой, а кружевная, выделяющаяся на фоне неба. Небо на первой картине тоже розовое, хотя оттенок тольше и немного холоднее. Вода - отраженное небо по цвету. На второй картине небо словно вода, такое же плотное. Вода - смесь густого кирпича и зеленой тины.

"На Амстеле", 1906-1907 гг. Та же гамма. Но еще гуще, с синевой. Мазки длинные и выделяются, в предыдущем пейзаже мазки были менее четко выражены, манерой напоминая классическую дымку на картинах импрессионистов.

Такие же длинные выделяющиеся горизонтальные мазки на картине "Остзейская мельница вечером". Но по цветам она совершенно другая. Небо - лимонное с сизым.

Вообще, в первом зале по левую руку - экспрессионастские пейзажи, по правую - чистые цвета и черные кружева силуэтов деревьев и построек.

Третья картина по левую руку - "Пейзаж с деревьями на Гейне", тоже 1907 года. Та же кирпично-коричневая теплая гамма. Внизу река, слева кусты, справа - камыши, за ними холмистый горизонт. Коричневое небо перечеркнуто бледно-желтыми полосами облаков. Тонкий серп луны. Манера писать та же. Кусты слева - бесформенные округлые массы, украшенные причудливыми узорами, как у минеролов в разрезе. Немного напоминает изгибы кустов у Ван Гога. У картины четко виден центр - точка, где кусты сходятся с камышами и горизонтом.

2 этюда на реке Гейне же, "Ферма с ивами" 1902-1904 гг.  и "У стойла для скота" 1904 г., висят после пейзажей. Разница очевидна, сходство интереса художника к натуре тоже. Палитра естественная, широкий мазок, обозначающий цветовые пятна и упрощенная прорисовка темным стволов деревьев, силуэтов коров, строений.

Благодаря дождю я только один раз услышала гадкую фразу "Я тоже так могу нарисовать". Конечно же, она прозвучала напротив простого по сюжету, но очень насыщенного по цвету полотна "Красное облако" (1907 г.). На нем коралловое облако парит на матиссовском небе цвета индиго над таким же логом. Тень от земли на облаке прорисована сильными и широкими мазкамми синим.

Картина "Набожность" меня как-то стопорнула. Поясной портрет молящейся девочки в профиль, цветок надо лбом, движения кисти по фону подчеркивают текучесть тела, устремленного в душевном порыве вслед за мыслями. Пронзительно синее платье. Но девочка прорисована красным. Э?

"Портрет девушки", 1908. Ох, как хорошо с ней получилось! Мне кажется, эта картина бы идеально смотрелась в сокровищнице богемских королей (там наверху есть комната, все стены которой увешаны портретами средневековых королей и императоров). Красивое лицо, волосы забраны в венок над головой, строгий взгляд. Сине-красная гамма.



"Вечерний пейзаж II" 1908 г. Индиго, розовато-лиловый mauve, черные с тоникми полосами кирпичного. Слева домик, слева и по центру конюшня. Белые стволы деревьев по бокам картины продолжают повторяющийся ритм 4 столбов стойл конюшни. Пейзаж нарисован сильными широкими мазками, не перекрывающими грунт.

Последняя картина первой части - точка перехода от экспрессионизма к стилям нового века. "Красная мельница" 1911 г. опять исполнена в сочетании двух цветов - синего индиго Матисса и Петрова-Водкина с карминно-красным. Интересно, откуда эти 2 цвета у всех у них? Ракурс мельницы знаком любому, кто фотографирова здания снизу - огромная констукция нависает над зрителем, как исполин. Линии на синем фоне повторяют крест лопастей, ромбы в основе конструкции.

Данью увлечения Мондриана теософией, видимо, является картина "Пьета" 1912 года, выполненная в духе кватроченто. Картина написана по мотивам Pieta de Villeneuve des Avignon (Engerrand Quanton).

Во второй части любимый кирпичный и карминный уступают место либо глухим, либо очень ярким оттенкам. "Автопортрет" 1918 г. - серо-коричневый, фон картины за спиной художника бъется на очерченные черным параллилепипеды. Мне это напомнило серый кубический период Пикассо.

Дальше эксперименты с пуантилизмом. Очень классные "Дюны" 1909. Светлая, пастельная палитра. "Дюна I" - сизо-желтая. Длинные мазки подчеркивают изгиб песка. "Дюна II" - это мазки наоборот. Точечные мазки по песку противопоставлены коротким вертикальным - морю.

Сочетает оба метода "Море после заката", тоже 1909. Фон - ровные мазки, длинные протяжные движения для горы и короткие вертикальные акценты на море.

"Дюна IV" 1909 - это плавность, смазанность движений кисти и оранжевые акценты очертаний пейзажа.

Еще одна пара - картины "Маяк в Весткампе в розовом" и "Церковь в Домбурге", 1909 гг. Здесь по-разному использована методика для изображения текстуры зданий. Длинные вертикальные мазки подчеркивают высоту розового маяка, впечатление усиливает точечная прорисовка сиреневого неба. Оно дискретно, сгущаясь по силуэту маяка. Последний нежный штрих - 3 крохотных белых облачка, 3 широких мазка вдоль горизонта. Церковь, наоборот, изображена с помощью частых горизонтальных коротких мазков. Так ярче чувствуется "каменность", устойчивость готического здания на земле. Небо, наоборот, прорисовано длинными линиями, плавность пейзажа усиливают черные силуэты безлистных деревьев.



Одной из самых запомнившихся картин (я хотела бы репродукцию домой!!) стала "Домик в солнечном свете" 1909. Все просто - мы видим вход в дом и 3 окна сквозь нависающее справа огромное дерево и огромный куст какого-то папоротника справа. Зелень жгуче зеленая, прорисована классическими короткими мазками-точками. Оранжевые рамы окон и двери, желто-зеленые ставни, наоборот, прорисованы ровными длинными вертикальными и горизонтальными движениями. Цвета вырви глаз - оранжевый, розовый, изумрудный, желтый.

Следующая картина мне не понравилась. Калла цветок сам по себе какой-то холодный, красивый, но неприятный для меня (хотя я обожаю каллы О'Киф). А тут синий цветок, а синие пятна фона светятся на красно-оранжевом фоне как пятна демонического леопарда.

4 картины кубического периода, как и весь кубизм для меня, сухи, холодны и непонятны. Только башня на фоне горы, похожей на Мон Сен Виктуар Сезанна, в цветах Сезанна ("Пейзаж", 1912) смягчила впечатление.

2 "Композиции с деревьями" 1912-13 гг. тоже сухи, но в них чувствуется поиск единой гармоничной формы всего. Деревья становятся рамами, домами, линиями, и остаются деревьями.

"Композицию с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим" 1921 я просто перерисовала, потому что просто глазеть на цвета было неинтересно. Советую сделать то же. Когда перерисовываешь, понимаешь, насколько интересна игра художника с делением плоскости на 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, как в музыке.

Дальше я просто перечислю все, что я в этот раз увидела на постоянной экспозиции после Мондриана и благодаря ему.

"Павлины" Гончаровой, "Натурщица" 1913 г. Татлина, "Женевское озеро Глиан" 1914 г. Ильи Мошкова. В зале "Бубнового валета" я поняла наконец-то их идею - линии, которые они так подчеркивают черным, взрывают полотно и выливают на тебя цвета.

Фальк, опять, Фальк - "Солнце. Крым. "Козы" 1916. "Воспоминания о Мантенье" К.Богаевского (что-то тут мне напомнило Джотто). "Пейзаж с деревьями", "Пейзаж на Дону" 1912 Петрова-Водкина, "Старуха-молочница" 1917 г. Б.Григорьева (синий глаз коровы и черный платок над беззубым ртом).

Вспоминая все, я хочу теперь пересмотреть залы искусства XIX-XX в. в Пушкинском. И, наверное, купить книгу об авангарде, ее будут представлять в Третьяковке на Крымском валу 16 октября.

художники, выставки, краски

Previous post Next post
Up