Брак черного африканского континента и пестрой европейской культуры принес много известных мулатов. Жертвами этого союза стали завязанная на джазе музыка, замученные дрэдами волосы и заплетающиеся в причудливых музыкальных инструментах руки музыкантов.
Особо отличившаяся в деле выкручивания европейских пальцев группа инструментов -- это ламеллофоны: цанца, санза, мбира, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба, калимба, санса, кабир, сансула. Ламеллофон -- инструмент, звук которого происходит от колебания небольших пластинок. В России чаще всего использются два имени: калимба и мбира.
Мбира появилась у племени Шона в Зимбабве. Шона верят, что мбиру принес Бог, чтобы люди могли умилостивить духов предков. По поверьям Шона, недовольные духи могут погубить мир. Во время церемонии "бира", музыканты играют на мбире любимую мелодию умершего, чтобы заманить его дух на несколько часов на землю. В эти часы дух вселяется в тело выбранного медиума и общается с друзьями и родственниками умершего. В отличие от темперированных инструментов со стандартным 12-ти нотным звукорядом, традиционные калимба и мбира строятся на основе лада "муталвха", идущим от строя этнических духовых трубок.
Одним из первых европейцев, записавших строй мбиры, прабабушки современной эррей мбиры, был Карл Маух (Karl Mauch) в 1872 году. А в 60-х годах 20-го века английский исследователь и популяризатор этого инструмента Хью Трейси (Hugh Tracey) зафиксировал более поздний звукоряд мбиры-бабушки.
В эти же годы он основал компанию African Musical Instrument, которая начала изготавливать высококачественные калимбы для экспорта в Европу и Америку. В аутентичном африканском строе высота тона могла отличаться от европейского на 20 или 40 центов (в полутоне 100 центов). Компания поставляла калимбы и в адаптированном для европейских ушей и гармонии строе, вместо непонятного и невыговариваемого лада этого чудо-инструмента. Таким образом появилась европейская "мама" эррей мбиры по имени Калимба Хью Трейси. Не так давно выпустили хроматическую версию, при игре на которой задействуются язычки как на передней части калимбы, так и сзади.
Но великий европейский разум, один раз взявшийся за раскладку по полочкам и усовершенствование чужеродного объекта, уже не мог остановиться. И вот, американский музыкант-изобретатель Билл Весли (Bill Wesley) вместе с музыкантом и мастером по дереву Патриком Хедли (Patrick Hadley) создали Эррей Мбиру.
И если мифологическое мышление черного континента дает легкий инструмент, на котором можно играть двумя пальцами и извлекать этими пальцами музыку для духов, то американский промышленный ум предоставляет полновесного (мой 8,5 кг) монстра для десяти пальцев, желательно предварительно разыгранных и растянутых западноевропейской классической фортепианной школой. Зато строй, он же эррей система Билла Весли,
способен довести до умопомешательства любого музыканта, трогавшего клавиши. С одной стороны он гениально прост: одноименные группы нот строятся в набившем оскомину кварто-квинтовом отношении и повторяются, чтобы дать возможность играть различные элементы двумя руками. Подыграть три блатных аккорда или тёрн эраунд сбацать -- нечего делать, особенно без терцового тона. У нас в Jazzике этото монстр звучит так:
Afaliny Но! При попытке сыграть гамму можно получить растяжение глазной мышцы с непривычки. Ноты упорно не хотят выстраиваться в знакомой последовательности и упархивают в совершенно неожиданные места. Хотя, после нахождения одной аппликатуры, например, до-мажора вы сможете с легкостью сыграть любую натуральную мажорную гамму.
При этом возможности инструмента ограничиваются только умением музицирующего и его фантазией. Именно фантазией, поскольку школ игры для эррей мбиры еще не существует. Но все еще впереди!