Не знаю, как кому, а мне ужасно интересно, какую музыку будут слушать мои дети. Мои папа и мама, отплясывая под Битлов или Криднс, не могли представить себе, например, Oval, Gang Gang Dance или Maeror Tri (хотя в семидесятых уже были брошены семена, давшие эти ростки). В наши дни, кажется, сломаны последние стереотипы музыкально мышления: никогда еще в истории человечества не было такого количества разнообразной, непохожей музыки. Но, все равно, появляется что-то новое, хотя, казалось бы, «нот-то всего семь, чего там выдумывать»...
И вот на днях, благодаря
computer_liebe, познакомился с творчеством одного замечательного музыканта по имени Steven R. Smith. Возможно, кто-то слышал группы Thuja и Mirza, в которых он участвует. Мне же попались его сольные проекты Ulaan Khol и Hala Strana. Про последний я и хочу рассказать.
Наверное, Hala Strana можно назвать авангардным фолком на средневековые европейские мотивы. По первому впечатлению, это довольно традиционный продукт: много кого привлекает medieval, экзотические инструменты тоже не новость. Однако, немного вслушавшись, обнаруживаешь, что музыка вовсе не проста. Народные мелодии являются всего лишь одним из элементов густого психоделического коктейля скрежета, скрипов, плывущих слоев звука. Слышно гудение колесной лиры, бренчание гитар и каких-то гитароподобных инструментов, скрежет причудливых смычков и теплый звук фисгармонии, встречаются даже перекрученные и зашумленные сэмплы... но я понятия не имею, откуда он извлекает большую часть шумов, каким непредсказуемым образом обращается с вполне традиционными инструментами. Насыщенный скрипучий поток завораживает теплой красотой, и мне хочется снова и снова слушать это сентиментальное дребезжание.
Наслаждаясь Hala Strana я понимаю, что это - самая что ни на есть современная музыка, несмотря на весь свой традиционный антураж. Народная музыка часто служила источником вдохновения для композиторов, и вот опять она породила абсолютно новый продукт. После всего того, что было сказано в звуковом искусстве в двадцатом веке, после академического авангарда, нойза, психоделического рока, аудиоимпрессионизма и аудиосупрематизма, после того, как прозвучала, прогремела, прошептала и проскрипела современная электроника, мы с новым чувством возвращаемся к народной музыке. Hala Strana - это новое прочтение, постмодернистский взгляд на традицию. Прекрасный пример «музыки будущего», которая, являясь всецело плодом нашей истории, тем не менее, поражает новизной.