Cимволизм и метафора образа Ганеши.

Feb 22, 2013 14:00




[Пэм] откинулась на спинку сидения и принялась разглядывать процессию из местных жителей, которые, возглавляемые священником в развевающихся красных шароварах и жёлтой шали, вереницей шагали по пыльной улице. Конечной целью их путешествия была городская площадь с большой статуей Ганеши  из папье-маше посередине - низенькое пухлое тельце с головой слона, сидящее в позе Будды. Все без исключения - священник, мужчины в белоснежных и женщины в шафранных и красных одеждах - несли небольшие статуэтки Ганеши. Девушки разбрасывали цветы, а юноши, шагая парами, несли шесты с зажженными курильницами, от которых тянулись облачка благовоний. Под грохот кимвалов и бой барабанов процессия монотонно распевала: «Ганапати баппа морья, пурчья варши лаукарья».

- Извините, пожалуйста, вы не могли бы сказать, что такое они поют? - Пэм повернулась к смуглому мужчине, своему единственному спутнику в купе, который сидел напротив нее и пил чай. [...]

- Эти люди, как и по всей Индии сегодня, поют: «Любимый Ганапати, бог Морья, приди вновь пораньше на следующий год».

- Ганапати?

- Да, вам, наверное, не знакомо это имя - скорее всего вы знаете его как Ганешу. У него много имен: Вигнешвара, Винаяка, Гаджанана.

- А что это за шествие?

- Начало праздника Ганеши. Он длится десять дней, и если вам повезет и вы окажетесь в Бомбее в конце праздника на следующей неделе, увидите, как весь город отправится к океану и будет купать своих ганешей в волнах.

- А что вон там?
Луна? Или солнце? - Пэм указала на четырех детей, которые несли большой желтый шар из папье-маше.
  [...]

- А. Это луна. Дети несут ее в память об одной древней легенде. Прежде всего, вы должны знать, что Ганеша славится изрядным аппетитом - видите, какой у него большой живот? Однажды его пригласили на пир, и он объелся сладкими печеньями ладду. Вы когда-нибудь ели ладду? [...] Моя мать готовит великолепные ладду с кокосом и миндалем, - продолжал Виджай. - Это такие жареные шарики из теста со сладким кардамоновым сиропом - звучит обычно, но, поверьте мне на слово, это нечто совершенно потрясающее. Но вернемся к Ганеше. Он так объелся, что не мог стоять на ногах и упал, его живот лопнул, и все ладду выкатились наружу. Дело было ночью, и единственным свидетелем была луна, которую очень насмешило это происшествие. Ганеша рассердился и проклял луну, изгнав ее с небес. Но все вокруг очень горевали из-за того, что луны не было на месте, и однажды боги собрались вместе и упросили Шиву, отца Ганеши, убедить сына сжалиться над ней. Луна устыдилась и попросила прощения за проступок. В конце концов Ганеша смягчился и приказал, чтобы луна исчезала с небес только один раз в месяц, показывалась краешком все остальное время и лишь в одну ночь являлась во всем своем великолепии. - Наступило короткое молчание, после которого Виджай добавил: - Теперь вы знаете, почему луна участвует в празднике Ганеши.

- Спасибо за объяснение.

- Меня зовут Виджай, Виджай Панде

- А меня Пэм, Пэм Суонвил. Какая удивительная история, и какой забавный сказочный божок - голова слона и тело Будды. И все же местные жители, похоже, так серьезно относятся к этим сказкам… как будто они действительно…

- Ганешу очень интересно рассматривать, - мягко прервал ее Виджай, достав с груди амулет с барельефом Ганеши. - Каждая деталь имеет особый смысл и говорит о каком-нибудь правиле. Вот, взгляните на его большую голову - она говорит о том, что мы должны много думать. А большие уши? Больше слушать. Маленькие глазки напоминают о том, что нужно уметь сосредоточиваться, а маленький рот - поменьше болтать. Я не забываю наставления Ганеши - даже сейчас, когда я говорю с вами, я помню его совет и стараюсь не говорить слишком много. Вы должны помочь мне и остановить меня, если я слишком заболтаюсь.

- Нет, нет, пожалуйста, продолжайте. Мне так интересно.

- Здесь еще много любопытных деталей. Мы, индийцы, очень серьезные люди. Вот взгляните поближе. - Виджай вынул из кожаной сумки, висевшей у него на плече, небольшую лупу и протянул ее Пэм.

Пэм взяла лупу и склонилась, чтобы рассмотреть амулет. Ей в лицо пахнýло смесью корицы, кардамона и свежевыглаженной одежды. Как он умудрялся пахнуть так приятно в этом душном и пыльном вагоне?

- Но у него только один бивень, - заметила она.

- Это означает, что нужно хранить хорошее и выбрасывать плохое.

- А что он держит в руке? Топор?

- Отсекать от себя привязанности.

- Как в буддистском учении.

- Да. Вспомните, что Будда появился из материнского океана Шивы.

- В другой руке он что-то держит. Я не вижу, что это? Нить?

- Веревка, чтобы притягивать человека к самой высокой цели.

Поезд неожиданно вздрогнул и тронулся.

- Мы снова поехали, - сказал Виджай. - А посмотрите, на чем ездит Ганеша, - вот здесь, у него под ногой.

Пэм придвинулась ближе, чтобы взглянуть на изображение через лупу и еще раз незаметно вдохнуть аромат своего спутника.
- Ой, да, это мышь. Я помню, что видела ее на каждой статуе и на каждом рисунке Ганеши. А почему мышь?

- О, это самая интересная деталь. Мышь - это желание: человек может ехать на нем верхом, только если держит его под контролем. Иначе оно приводит к бедствиям.

Пэм замолчала. Поезд, пыхтя, тащил их мимо чахлых деревьев, одиноких храмов, коров, склонившихся над грязными лужами, перепаханной красной земли, истощенной тысячелетиями крестьянского труда. Пэм искоса бросала взгляды на Виджая; она была благодарна. Как мягко, как ненавязчиво он показал ей свой амулет, как уберег от смущения за то, что она позволила себе так непочтительно отозваться о его религии.

(Из романа Ирвина Ялома "Шопенгауэр как лекарство")

"Следующими размышлениями Вималананда поделился со мной в храме Ганеши. Я уже не помню, какой это был храм. Он обожал Ганешу, и мы регулярно посещали несколько храмов, в которых хранились различные образы этого бога с головой слона. Местность вокруг Пуны веками ассоциировалась с Ганешей, и до сих пор Ганеша остаётся самым любимым божеством этой области.
Когда мы, закончив своё поклонение, решили отдохнуть, он обратился ко мне со следующими словами:
"Ты должен быть готов к разнообразным искушениям, когда начинаешь поднимать Кундалини, поскольку твоя прана будет пытаться двигаться весьма необычными путями. Вот почему так важна садхана Ганеши. Ганеша - это "Гана" + "Иша", "Повелитель Служителей". Как правило, люди представляют себе ган как духов, прислуживающих Шиве, однако в кундалини-йоге ганы - это органы чувств. Ганеша - Повелитель Чувств (Ощущений). Его также называют Устранителем Препятствий, потому что, если Он благоволит тебе. Он устранит все препятствия на пути восходящей Кундалини.
"Муладхара, в которой спит Кундалини и которая является месторасположением Элемента Земли, грубой телесности, подчинена Ганеше. Вот почему ты должен поклоняться Ганеше прежде, чем приступить к поклонению любому другому божеству. Тебе следует испросить у Ганеши позволения выйти за пределы ограничений твоей телесной природы, попросить его допустить твоё сознание в астральные области. Благословение Ганеши существенно для того, чтобы Кундалини смогла покинуть Муладхару. Я полагаю, тебе известна история рождения Ганеши?"
Я знал её. "Парвати, Великая Супруга Шивы, создала Ганешу из грязи со своего тела, дабы он защищал её уединение во время омовения. Ганеша стоял на страже, когда приехал Шива и хотел войти к своей жене. Ганеша не позволил Ему сделать это, и поскольку Шива не знал, кем был Ганеша, начался поединок, который кончился тем, что Шива убил мальчишку. Узнав о потере, Парвати пришла в такую ярость, что вознамерилась уничтожить всю вселенную, и осуществила бы свой замысел, если бы Шива не задобрил Её, заменив отрубленную голову Ганеши на голову слона. После этого она успокоилась".
"А как насчёт эзотерического смысла этой истории?"
"Трудно сказать".
"Спроси у меня. Имя "Парвати" означает "Та, которая порождена горами". В данном случае "горная" цепь обозначает позвоночник, внутри которого находится спинной мозг. Парвати - это Кундалини-Шакти. Здесь очень уместно слово "цепь". Пока ты не пробудишь и не освободишь Кундалини, позвоночник служит цепью, которая приковывает тебя к земному бытию. Ганеша был сотворён из грязи с Её тела, из Элемента Земли, связанного с Муладхарой. Шива, сознание индивида, силой пытается прорваться к спящей Кундалини, но это грозит стать концом садхаки, потому что Муладхара - это "опора" тела. Когда Шива осознаёт это, он возрождает Муладхару с помощью слона, животного, славящегося своим интеллектом.
"Следовательно, если ты хочешь пробудить Кундалини, то лучше позволить интеллекту направлять пробуждение, а не ломиться как бык в посудную лавку, снося всё на своём пути. Вместо того чтобы медитировать на Муладхара-чакре и пытаться открыть её силой, более разумно преобразовать её с помощью Ганеши.
"А вот вопрос к тебе: как объяснить, что Шива, знающий прошлое, настоящее и будущее, муж Парвати, не смог узнать в Ганеше своего собственного сына?"
Вот так вопрос. Я совершенно не знал, что ответить.

"Подумай над этим немного. Знаешь, Ганеша - один из самых благородных богов. Если к нему должным образом подойти, Он будет самым полезным и нежным. Однако он может и обидеться. Он ведь малое дитя, а ты знаешь, какими могут быть дети, когда они рассердятся. А подумай о том, какими могут быть дикие слоны, когда они впадут в ярость! Когда Ганеша действительно выходит из себя, Он моментально превращается из Устранителя Препятствий в Созидателя Препятствий. И тогда тебе грозят настоящие неприятности."

(Из книги Роберта Свободы. Неважно какой... )

у мира творения, цитаты, антикатегоричность, метафоры за пределами сознания, книжный шкап

Previous post Next post
Up