Прамана-таттва, надёжное доказательство истины. (1)

Feb 20, 2016 14:24

Шрипад Бхактиведанта Аранья Свами Махарадж

Часть 1. Амная праха.
03.05.2002г., Окленд, Калифорния, США

Седьмой Госвами Шрила Бхактивинод Тхакур обобщил всё учение Шри Чайтаньи Махапрабху и изложил его в своей книге «Джайва Дхарма», в главе «Прамана и Прамея», где изложена Даша мула шикша, учение о десяти основополагающих принципах. Даша мула шикша составлена не Шрилой Бхактивинодом Тхакуром. «Джайва Дхарма» - это не роман, написанный им, а шастра. Истинное священное писание - это самадхи-бхаса, сначала оно целиком является в трансе и потом записывается.
Все махаджаны, великие, вечно совершенные, осознавшие свою вечную духовную природу ачарьи, изложили в своих книгах то, что вошло в их чистые сердца во время совершения ими бхаджана в состоянии транса. Поэтому можно считать, что Даша мула шикша пришла к Шриле Бхактивиноду Тхакуру прямо от Шри Чайтаньи Махапрабху.
Возможно, в том виде, как она изложена в «Джайва Дхарме», она была проявлена уже раньше, в предыдущий день Господа Брахмы. На самом деле все беседы и чудесные приключения вайшнавов, описанные в «Джайва Дхарме», проходили где-то в другой вселенной в другой день Господа Брахмы. Это очевидно, потому что Шрила Бхактивинод Тхакур увидел всё это в своём трансе, подобно тому, как Шрила Вьясадев увидел все эпизоды «Шримад Бхагаватам» до того, как записал их.
Даша мула шикша - воплощение сути всей философии Шри Чайтаньи Махапрабху. Это исключительно глубокое учение. Сегодня я попытаюсь прикоснуться только к первому принципу - амная праха.

Даша мула шикша - это десять принципов, которые разделены на две части: праман и прамея. Первая часть - праман, доказательство, а другие девять - прамея, то что доказывается. Те реалии и истины, которые подтверждаются праманом, называются прамея. Они разделены на самбандха-таттву - знание о наших отношениях, абхидея-таттву - знание о пути достижения высшей цели, и прайоджана-таттву - знание о высшей цели жизни. Прамея может быть определена как Абсолютная Истина, которая подтверждается надёжным доказательством. Сегодня мы не будем обсуждать прамею. Я хочу воспользоваться возможностью кратко обсудить, что такое амная праха.
амнаях праха таттвам харим иха парамам сарва-шактим расабдхим
тад-бхиннамшамс ча дживан пракрити-кавалитан тад-вимуктамш ча бхавад
бхедабхеда-пракашам сакалам апи харих садханам шуддха-бхактим
садхьям тат-притим эвети упадишати джанан гаурачандрах сваям саха
(Сутра-шлока, в которой кратко выражено всё учение Даша мула шикши).
Что является праманом, доказательством? В этом мире все дживы хотят найти ответы на свои вопросы. Эти вопросы могут быть очень разные, в зависимости от того, какой вид самбандхи они имеют. Если они считают себя этим материальным телом, то есть у них самбандха с их телом, они будут искать ответ на вопрос: « Как мне обрести комфорт и материальное благополучие?» Но тех, кто начал идти по пути духовного развития и знают, что они не имеют никакого отношения к этому материальному телу, что они - душа, волнуют другие вопросы. К кому они могут обратиться, чтобы получить надёжную информацию или доказательство того, что же является истиной, где они могут узнать о природе души, и что является для них высшим благом? Крайне важно найти надёжный источник информации, где можно получить исчерпывающие ответы на все свои вопросы.
Как известно, человек в обусловленном состоянии имеет четыре недостатка:

бхрама прамада випралипша каранапатава
арша-виджна вакйе нахи доша эи саба.
(Чайтанья Чаритамрита, Ади, 2.86)
1. Его чувства несовершенны (каранапатава).
2. Он имеет склонность обманывать (випралипша).
Это означает, что он что-то знает, но не откроет это никому, чтобы, будучи единственным хранителем этого знания, эксплуатировать и подчинять себе других людей. Это называется «обманывать».
3. Находясь в иллюзии, он делает ошибки (бхрама).
4. Несмотря на все усилия, ему не хватает разума понять истину (прамада).
Иногда мы слышим что-то, имеющее очень глубокий смысл, и мы изо всех сил стараемся это понять, но оно так и остаётся для нас непостижимым - это называется прамада.
Как обусловленная душа, обладающая этими недостатками, может понять, что есть истина и реальность? Люди пишут много книг, в которых изобилие разнообразной информации, но все эти книги несовершенны. Один невежественный человек учится у другого невежественного человека.
Прахлад Махарадж объясняет:
андха ятхандхаир упанияманас
те пиша-тантриям уру-дамни баддхах
(Шримад Бхагаватам, 7.5.31)
«Когда одного слепого ведёт другой слепой, рано или поздно они оба упадут в канаву».
Один несовершенный человек даёт совет другому несовершенному человеку. Так невозможно освободиться из обусловленного состояния.
Те, кто удачливы, кто накопили сукрити, благочестие, и обрели шраддху, веру, принимают авторитет шастр, писаний. Они принимают Веды как доказательство. Они верят в Бхагавад-Гиту, Шримад Бхагаватам, Веды, Веданту, Пураны, Упанишады, Тантру, Самхиту. Есть так много шастр, и те, кто имеют сукрити, доверяют им.
Однако одной веры в шастры ещё не достаточно, чтобы найти истину. Остаётся нерешённым вопрос: "Как научиться правильно понимать смысл всех этих текстов?" Это очень трудно. Один поэт написал:
Библию читают
днём и ночью двое,
видит белое один,
а чёрное - другой.
(В русском варианте есть такой перевод:
"Мы смотрим в Библию весь день,
Я вижу свет, ты видишь - тень".
Но из-за притяжательных местоимений русский вариант осквернён гордыней - примечание Берканы)
Читая одно и то же, каждый понимает всё по-своему. Вначале каждый переполнен гордостью: «Я сам всему научусь. Я прочитаю шастру и пойму её сам, без чьей-либо помощи». Но это не так легко. Поэтому первое наставление Шри Чайтаньи Махапрабху - амная праха. Если хотите найти достоверную информацию и руководство, которому вы можете доверять, и которое вас не подведёт, вы должны принять авторитет Вед. И если вы следуете им, вы достигнете результата, это не пустое обещание. Это знание приведёт вас к обещанному результату. Какому результату? Вы вырвитесь из цепи рождения и смерти, вы осознаете форму своей души, вы встретитесь с Всевышним Господом лицом к лицу и будете вечно счастливы. Веды обещают это. Это знание совершенное и надёжное. Но как его понять? Махапрабху говорит: амная праха. Амная - это надёжное доказательство. Амная определяется так:
амнаях шрутиях сакшад брахма видьети вишрутах
гуру парампара праптах вишва картур хи брахманах
Веды - это воплощение духовного знания, которое называется брахма видья. Но это знание должно быть получено через гуру-парампару. Тогда это называется амная. Амная - это гуру парампара двара прапт веда вакйа.
Единственный надежный источник знания, единственное истинное доказательство - это утверждения Вед, которые получены через гуру-парампару.
Это называется амная. Почему необходимо получать знания через гуру-парампару? Веды содержат так много всего, и далеко не все утверждения Вед относятся к категории конечных выводов и высших истин. Поэтому, когда утверждения Вед принимаются и получаются через гуру-парампару, - это называется амная, и это - единственный источник надёжного доказательства. Очень важно получить утверждения Вед через гуру-парампару, иначе возникают ложные толкования.
Веды очень обширны. Есть два типа шастр: нигама и агама. Нигама относится к изначальным шрути. Агама - это смрити, или шастры, составленные мудрецами, особенно тантра шастры, которые проявились из дамару, барабана, Махадева Шивы. Эти шастры, нигама и агама, содержат два типа знания: пара-видья и апара-видья. Пара-видья означает трансцендентное знание, и апара-видья означает мирское знание.
Апара-видья состоит из шести частей. Эти шесть составляющих Вед - шикша, калпа, вьякарана, нирукта, чандра и джьотиш:
1. Шикша описывает правила поведения в обществе людей. Это правила того, как принимать пищу, как поддерживать чистоту, как сидеть, как говорить и общаться, как оказывать уважение своим старшим - матери, отцу, братьям и сёстрам. Шикша учит, как быть цивилизованной личностью, не уподобляясь животным.
2. Калпа - это знание о времени. Год состоит из 12 месяцев, Кали-юга из 432 тысяч лет, Двапара-юга в два раза больше, Трета-юга в два раза больше, чем Двапара-юга, а Сатья-юга в два раза больше, чем Трета-юга. Эти четыре юги вместе составляют одну дивья-югу. 1000 дивья-юг составляет одну калпу или один день Господа Брахмы. Продолжительность жизни Брахмы - 100 лет, что составляет 311 триллионов земных лет. А продолжительность жизни каждого Ману, таких как Свайамбхува или Вайвасвата Ману, - 1 калпа.
3. Вьякарана - грамматика санскрита. Без знания санскритской грамматики вы не сможете понять Веды, потому что они написаны на санскрите.
4. Нирукти, этимология, или наука о значении слов. Есть так много многозначных слов, и надо уметь определять, в каком значении употреблено определённое слово в данном контексте.
5. Чанда - раздел Вед о мантрах, которые должны произноситься строго в соответствии со специфическим ритмом и размером.
6. Джьотиш - астрология.
Таким образом, это шесть составляющих Вед, которые включены в апара-видья. Это - не трансцендентное знание, а скорее обычное мирское знание, которое служит обусловленным душам в этом мире для достижения мирских целей.
Я упоминаю это, потому что это очень важно. Шастры понять нелегко. В наше время люди, процитировав одну строку, говорят: «О, вот это - абсолютная истина». Причём они цитировали не шастры, и даже не книги Прабхупады. Они произвольно берут её из переписки, записи телефонного разговора, спора с атеистом или откуда-нибудь ещё. Они выхватывают из контекста одну строчку и говорят: «Это - праман». Но Чайтанья Махапрабху учил другому. Чему же? Амная праха - доказательством являются только утверждения Вед, полученные через гуру-парампару. Ведь утверждения Вед можно трактовать по-разному.
Изучив то или иное утверждение глубже, мы обнаружим, что без руководства не так легко понять правильно любое утверждение шастр. Шрила Баладева Видьябушана и наши ачарьи объяснили, что недостаточно просто процитировать из шастр какое-нибудь утверждение и сказать, что это праман, или доказательство излагаемой вами идеи.
Говоря на какую-нибудь тему, вы можете сослаться на утверждение из шастр, что называется вишайа. Но при этом кто-то может иметь самшайа, сомнение, в правильности вашего объяснения. Стремясь опровергнуть вашу идею, он выдвигает свои аргументы, также основанные на цитатах из шастр, это - пурва-пакша.
Например, в «Шримад Бхагаватам» описывается, как Кришна убил демона Агхасуру.
В «Бхагавад-Гите» Кришна говорит:
яда яда хи дхармасья гланир бхавати бхарата
абхьюттханам адхармасья тадатманам сриджами ахам
«Когда на земле религия приходит в упадок, и воцаряется безбожие, я нисхожу сам». (Бхагавад Гита, 4.7)
паритраная садхунам винашая ча душкритам
дхарма-самстхапанартхая самбхавати юге юге
«Чтобы защитить праведников, садху, уничтожить демонов и восстанавить религиозные принципы, я сам нисхожу сам каждую югу.» (Бхагавад Гита, 4.8
Но тут кто-то может сказать: «Я в это не верю. Ведь, в Лагху-Бхагаватамрите (стих 1.5.461) утверждается: вриндаванам паритйаджаса квачин наива гачхати, Кришна ни шагу не ступает за пределы Вриндавана. Кто же тогда на поле битвы Курукшетра говорит: «Яда яда хи дхармасья?»
Так возникает сомнение, исходя из которого, можно выстроить пурва-пакшу и привести множество аргументов, основанных на утверждениях шастр о том, что Кришна никогда не покидает Вриндаван. Поэтому кто-то может выразить сомнение: «Кто же на самом деле говорит этот стих в Бхагавад-Гите? И правда ли, что сам Кришна приходит в этот мир?»
В нашем примере мы видим стадии дискуссии: вишайа, самшайа, пурвапакша. Затем наступает следующая стадия - сиддханта, вывод. Каков же вывод? Кришна никогда не оставляет Вриндаван - это факт. Он также никогда не убивает демонов. Он не убивал Агхасуру. Почему? Потому что уничтожением демонов занимается тот, кто поддерживает равновесие во вселенной. А это - Господь Вишну. Кришна этим не занимается. Кришну называют Расика-Шекхар, тот, кто наслаждается всеми расами. Каким образом Вишну уничтожает демонов? Все аватары находятся в теле Кришны, выполняя при этом различную деятельность. Поэтому, когда Kришна убивает того или иного демона, на самом деле его убивает не Кришна. Это Вишну, находящийся внутри Кришны, убивает всех демонов.
У Кришны такое мягкое сердце, он любит всех. Когда любой демон, подобно Путане, приходит к нему, он не отворачивается. Путана сказала ему: «Мой малыш, иди ко мне. Я хочу накормить тебя моим грудным молоком». Мы знаем, что в действительности она хотела отравить его. И через мгновение, когда жизненный воздух начал покидать её, Путана закричала: «Дитя, оставь меня!» Она пыталась скинуть с себя Кришну, а Он в это время думал: «Я никогда не отпускаю тех, кто приходит ко мне».
яд гатва на нивартанте,
тад дхама парамам мама
(Бхагавад-Гита, 15.6)
«Любой, кто приходит ко Мне, никогда не возвращается назад в материальный мир».
Это - настроение Кришны. Он отправил Путану на Голоку, и теперь она там вечно играет с Kришной как его няня. Путану убил Вишну, но Кришна любит каждого, и поэтому он никогда никого не убивает. Его сердце такое нежное. Различные аспекты Бхагавана, находящиеся в его теле, выполняют различные действия. Такова сиддханта, заключение.
После определения сиддханты необходимо устранить кажущиеся противоречия в утверждениях шастр, что называется сангати. Сангати означает «согласование». Вы должны примирить противоречащие друг другу факты. Почему в одном писании говорится одно, а в другом - совсем противоположное? Почему «Бхагавад-Гита» говорит яда яда хи дхармасья? Но Рупа Госвами дал заключение:
кришно нйо йаду-самбхуто ях пурнах со стйа атах парах
вриндаванам паритйаджа са квачин наива гачхати
(Лагху-Бхагаватамрита, 1.5.461)
Дело в том, что Кришна, который говорит «Бхагавад-Гиту», - сын Васудевы, и он - не свайам-рупа Кришны. Он - экспансия Кришны, называемая вайбхава пракаша. Таким образом, «Бхагавад-Гиту» произносит вайбхава пракаша Кришны. Его слова - истина, потому что их говорит экспансия Кришны. Но вы никогда не увидите во Вриндаване Кришну, который говорит яда яда хи дхармасья «я пришёл, чтобы установить религиозные принципы». А что он там делает? Кажется, что он, напротив, нарушает все религиозные принципы! Во Вриндаване Кришна просто наслаждается расой.
Итак, согласование называется сангати. Нельзя заканчивать объяснение темы заявлением: «Такова сиддханта, заключение». Следует показать, что все цитаты из шастр с обеих сторон истинны. Почему? Потому, что в самом начале Веданты есть утверждение: тат ту саманвайат, «в шастрах нет противоречий». Шастры никогда не противоречат сами себе.
Порой кто-то приводит в качестве доказательства только один стих из шастр или одну фразу какой-нибудь авторитетной личности из его беседы с кем-то. Это его вишайа, тезис. При этом его слушатели, особенно если это западные преданные, ещё не знакомые глубоко с вайшнавской культурой, могут очень легко допустить грубую ошибку. Они видят только часть истины и спешат сказать: «Так вот оно что! Вот она, истина!» Они поверили тому, что только что услышали.
Но тот, кто хорошо знает вайшнавскую культуру, не будет торопиться с окончательным выводом, а спросит: "А откуда Вы это взяли? Кто это сказал? И в каком контексте это было сказано?" Это означает, что возникло сомнение, самшайа. И затем приводится пурвапакша, антитезис, доказательства против первоначального тезиса. Проанализировав тезис и антитезис, можно придти к истинному заключению, сиддханте. Определив сиддханту, нужно перейти к сангати, т.е. примирить высказывания из шастр таким образом, чтобы мы поняли их истинное значение и цель в соответствии с их контекстом в шастрах.
Преданные не должны позволять вводить себя в заблуждение ложной пропагандой типа: «Джива упала из духовного мира, вот вам моё доказательство», «Гуру может быть обусловленной душой, вот вам моё доказательство», «Не думайте о Кришне, когда повторяете маха-мантру, слушайте только звук своего голоса».
Есть так много вырванных из контекста утверждений, с помощью которых можно доказать различные идеи. Но это - не учение Махапрабху. Чтобы принять то или иное высказывание, мы должны пройти стадии: вишая, самшая, пурвапакша, сиддханта и шастра сангати.

Продолжение лекции - http://bherkana.livejournal.com/67713.html

Набор текста: Дхира Кришна дас, Сварупа Дамодара дас
Перевод: Абхинанда дас
Редакция: Пушпанджали даси

катха, азы веди, Према Прайоджана, в пути, красивые люди, поцелуй Бога, Всепривлекающий

Previous post Next post
Up