Антикризисный менеджмент от И.Гуркова

Apr 29, 2009 14:26

На закате туманной юности, в середине волшебных 1990-х мне пришлось в прекрасной компании позаниматься  всевозможным управленческим консалтингом. Но ни разу не оставляло ощущение, что маркетинг, стратегии менеджмента, теории оргразвития и тп - нае..во,  в отличие от куда более прозаической экономики. Ну или попытка рассказать простые вещи мильоном красивых слов, уложить рациональные очевидности (а то и иррациональные нелепости) в блестящие обертки и продать. Disclaimer: все полагающиеся книжки были прочитаны, впечатления это не изменило.

И вот, много тому спустя, - гигантское удивление. Впервые, пожалуй, я вижу специалиста по стратегии управления фирмой, который говорит  относительно небанальные вещи. Причем довольно в большом количестве, щедро, - не заворачивая каждую в трехчасовую обертку. Эти мысли очень своевременны. Ниже дайджест, еще ниже - статья. Вроде по отдельности все очевидно, но насколько же трудно это сделать практически!

1) В кризис (на падающем спросе) заботиться о поддержании рентабельности - преступление для фирмы. Сохраняешь рентабельность (или цены) - теряешь продажи.
1а) Макроэкономически падение производства - функция от нежелания снижать цены.
2) Ставить во главу угла продажи при падении спроса - тоже глупость. Теряешь прибыль.
3) Основным ориентиром должна стать экономическая прибыль (с учетом стоимости капитала).  И, соответственно, издержки.
4) В кризис не бывает постоянных издержек. Все нормы, практики, традиции, технологии, вся рутина должна быть просмотрена на предмет реорганизации и беспощадного урезания. Собственно, вот она (без пафоса Прохорова и чиновников), открываемая кризисом возможность:  - - увидеть свой бизнес как бы впервые и его рационализировать.
5) Лучшая экономия - это ликвидация. Гораздо эффективнее сократить рабочее место, чем уволить работника - экономишь не только на зарплате. Ликвидации подлежат все избыточные мощности.
6) Модернизация во время кризиса - выкинуть худшую часть своих активов. Модернизация во время роста - покупка новых активов. Компании проверяются на рыночность поведения (умение управлять издержками), а не только инвестировать доступные на рынке средства.
7) Загрузка мощностей свыше 65% повышает удельные издержки. Мощности работают  "с колес" и "на износ". При загрузке более чем на 75% люди работают "на автомате". Результат в обоих случаях - рост издержек и потеря качества.
8) поскольку в кризис главный дефицит - руководитель в здравом уме и твердой памяти , менеджмент должен забыть о проходных позициях  и биться только над поддержанием ключевых компетенций, услуг, товаров.
9) Надо снизить цену для конечного покупателя, но это можно сделать лишь договорившись со всеми участниками цепочки создания стоимости.
10) Нужна и горизонтальная кооперация, чтобы расположенные в одном торг центре аптека и парикмахерская мирно делили исхудавший кошелек клиента. То есть предоставляя ему возможность максимально сохранить уровень потребления при уменьшившихся затратах.
11) Но, как известно, социальный капитал у нас тут низок. Навыки и способности договариваться утрачены, каждый выплывает по одиночке и за счет других, включая своих же дилеров и поставщиков. Сложно, в общем,  с кооперацией.

Читать далее - антикризисный менеджмент от Игоря Гуркова (ВШЭ, АНХ...), а также полезные советы других маркетологов.

thinking things over

Previous post Next post
Up