и еще про Окуджаву

Nov 25, 2004 15:14

Мне попалась книжка интервью с Окуджавой. Плохая книжка, плохо перемешанный винегрет, но есть интересное.
В частности:


Расскажите, пожалуйста, о публикации в "Вечернем клубе"
А какая публикация?.. А, о шестидесятниках?.. А что рассказывать! Мне уже надоела эта вся возня вокруг шестидесятников: когда поколение девяностников упрекает шестидесятников в том, что они были недостаточно революционными и верили в то, что общество можно улучшить, не меняя его сути. Ну верили - мы ж были дети своего времени, своей эпохи. Мы верили. И мы старались, как возможно, создать такой климат, чтобы эта страшная структура хоть немножко смягчилась. То же самое происходило и в Чехословакии, когда хотели "социализма с человеческим лицом". Конечно, это глупость! Но - были глупы и слепы, мы очень медленно приходили в себя после всех предшествующих лет, которые девяностникам не знакомы совершенно. И пока мы занимались этим, восьмидесятники и девяностники входили в комсомол, поднимали руки, голосовали, а сейчас почему-то сошли с ума и стали всё валить на нас. Я думаю, что это несерьёзно. Я уже писал о том, что нельзя Александра Сергеевича упрекать за то, что он был крепостником. Нельзя. Каждое время имеет свой климат. Ну, и вот обо всём этом я написал, а в конце написал там: "Вы не спешите, господа судьи! Мы скоро оставим вам свои места. Было бы вам с чем эти места занимать. Это очень важно". А потом я в конце написал, что "я бы хотел прожить ещё 20 лет и посмотреть в ваши глаза в тот момент, когда на вас будут лить помои дети XXI века"...

Он не дожил, а мы дожили. Льют. И даже отчасти правы. Но в этой общей картине унылого входа в одну и ту же реку именно шестидесятники, и он в том числе, входили в другую реку. Не выплыли? Но хотя бы не наступали на те же грабли, что отцы, деды и дети.

Как Вы думаете, когда героям Ваших песен будет хорошо в России?
Я не знаю. Я думаю, что не будет. Не будет. Не будет, потому что идеального общества быть не может. Без страданий не может быть развития. А вот Белла Ахмадулина замечательно сказала. Когда началась перестройка, и ничего ещё, собственно, не произошло. Ну кое-что: гласность, всякие мелочи... И кто-то сказал: "А что же произошло? Опять то же самое!" Она сказала: "Нет! Просто руку, которую держали на горле и душили, чуть отпустили". И слава Богу!

Те, кто думают, что было лучше - не знают, что такое рука на горле. Это хорошо, что они не знают. С одной стороны. С другой - почувствуют ли они эту руку вовремя, если она начнет сжиматься на их горле? И что сделают, если почувствуют? Не знаю. Они сейчас думают, что рука другая. А мы знаем, что та же самая, но они нам не поверят.

поколения, грабли, Окуджава

Previous post Next post
Up