ещё одно соображение

Dec 08, 2019 19:31


Мне вдруг пришло в голову ещё одно. (Которое никак не относится к предыдущему тексту про Егора Жукова, конечно). Если в России сейчас вдруг появился бы Владимир Ильич Ленин - другая внешность и другая фамилия, но те же свойства ума и характера - он за несколько лет легко пришёл бы к власти, и не путём внедрения, а путём свержения. Страна готова к ( Read more... )

Россия

Leave a comment

maxnicol December 8 2019, 21:35:09 UTC
Это гениально. Написать роман о Втором пришествии.
Не отдельными мазками, как у Достоевского с Инквизитором, как в "Андрее Рублеве", и не в акунинском "Красном петухе" - и не о пришествии Спасителя.
Но о реинкарнации разрушителя России: о втором пришествии Ленина - с новыми лозунгами, но с тем же накалом антиклерикализма, с зашкаливающим зарядом цинизма и абсолютным презрением к человеческим жизням.

Reply

bgmt December 8 2019, 21:43:29 UTC
Осталось найти автора.

Reply

maxnicol December 8 2019, 21:53:32 UTC
Может быть, уже сидит и пишет.

Reply

gomberg December 9 2019, 00:58:14 UTC
Так Войнович ведь давно написал.

Reply

bgmt December 10 2019, 08:16:28 UTC
Войнович? Нет, мне не кажется, что фигура Ленина его интересовала. Он скорее по Сталину. Я не могу исключить, что он вообще рассматривал Ленина как Сталина вчера, это очень распространённая точка зрения.
Сравните Войновича и Платонова.

Reply

bgmt December 8 2019, 21:45:43 UTC
Впрочем, лучше не надо. Потому что ведь был, вроде, роман о русско-украинской войне задолго до, с неплохими предсказаниями событий. Роулинг сообщила нам о категории самосбывающихся пророчеств, лучше их избегать.

Reply

maxnicol December 8 2019, 21:52:35 UTC
Да, можно вспомнить и Оруэлла, и Пелевина - которого некоторые называют чуть ли сценаристом эволюции политической мысли.
Но, с другой стороны, литература может оказаться и прививкой от ужасов реальных катастроф.
А еще была Польско-русская война под бело-красным флагом Дороты Масловской )

Reply

a_konst December 9 2019, 07:29:31 UTC
Какой роман о русско-украинской войне был настолько известен, что мог бы повлиять на всех тех, кто события в Донбассе так или иначе развязал/спровоцировал/принял активное участие?

Reply

bgmt December 10 2019, 08:17:22 UTC
Я не говорю о влиянии. Путь самосбывающихся пророчеств тёмен. Возможно, достаточно породить точку кристаллизации.

Reply

a_konst December 9 2019, 07:26:49 UTC
антиклерикализм - совершенно не главное. Тогда он локально был нужен потому что работал против тяги к Старому Режиму.

Reply

maxnicol December 9 2019, 11:24:53 UTC
Не только. Когда народу сообщили, что Бога нет - а внушить это дезертирам, насмотревшимся на расход человеческого материала в окопах Германской войны, было нетрудно - сломались важные моральные барьеры, и жителям империи стало легче расстреливать друг друга, организовать продразверстку, ставить заградотряды и налаживать работу ГУЛАГа.

Reply

a_konst December 9 2019, 11:33:02 UTC
Не знаю, каковы были моральные барьеры религиозной природы у жителей РИ перед ПМВ (и у какой части населения они были), но сейчас я не вижу, чтобы они были (именно религиозной, конкретно, православной, природы) у хоть как-то заметной части населения.
Да и тех, у кого они сейчас реально есть, - их нынче не переубедить антиклерикальной кампанией и гонениями на РПЦ.

Reply

maxnicol December 9 2019, 11:36:43 UTC
Да, конечно - и тех, насчет кого были предположения, что их не переубедить, убивали или загоняли на нары.

Reply

a_konst December 9 2019, 11:41:13 UTC
все таки не вижу, чтобы сейчас нужна была именно антиклерикальная кампания.
Наличие моральных норм, мешающих участвовать в разбое, нынче слабо коррелирует с видимой религиозностью. Думаю даже, что совсем не коррелирует.

Reply

maxnicol December 9 2019, 11:58:40 UTC
Да еще и в 90-е бандиты носили тяжелые кресты и ставили свечи, идя на стрелку, а авторитетов хоронили на территориях монастырей - богатые надгробия и сейчас стоят.
Но я не об этом. Если поднимется антиклерикальная волна, она вполне может быть стихийной: против строительства церквей в скверах и против строительства новых храмов вообще - при продолжающемся дефиците жилья, а у молодежи еще и против дидактических наставлений.

Reply


Leave a comment

Up