Oct 30, 2019 23:46
Тема, которая меня очень давно занимает - чисто платонически: я никак не имею должных знаний - это серьёзность и несерьёзность одних и тех же тем в разных временах и странах. Мне кажется, что это определяет очень многое, если не всё, в характеристике времени/места.
(Запретность и незапретность - я думаю - имеют прямое отношение к серьёзности и несерьёзности. Взаимоотношения смеха и неприличности всегда было довольно тесным. Но это не то, о чём я сейчас).
Я вспомнил об этом сегодня на выставке Леонардо. У всех серьёзные лица. Конечно, не было там Джоконды с её улыбкой, но у неё ведь серьёзная улыбка. И младенец Иисус у Леонардо совершенно младенческий, ни намёка на невозможную взрослость у более ранних художников, но всё равно он не улыбается и не смеётся.
Из всех эмоций, имеющих касательное отношение к смеху, в этом времени есть только ирония. (Хотя сегодня я и её не видел).
В Милане он был устроителем празднеств; но это не вызвало никакой несерьёзности в работах.
По-видимому, это явление общее, просто я вспомнил об этом на выставке Леонардо.
Леонардо и Рабле - оба пятнадцатый век. В Италии за сто лет до этого был Бокаччо. Значит, дело не во времени - тогда в чём? Или что можно в литературе, того нельзя было в изобразительном искусстве?
Мне очень интересно было бы это всё понять.
серьёзность