о степенях и рангах

Jan 20, 2017 00:31

Были мы только что на выставке Моне, Мунка и Ходлера, в музее Мармоттан. Как бы сравнительная, рядом картины на одну и ту же тему всех троих.
Нельзя такие выставки делать. Т.е. можно и нужно, когда художники сравнимы. Но тут они несравнимы. Эта выставка показывает (мне) попросту, насколько Моне больше двух других. Настолько больше, что хороший Мунк кажется не заслуживающим внимания. Ну а Ходлер просто - ну, висит...
У Моне два домика в снежном поле, всё предельно просто, - и ты входишь внутрь картины. У Моне на затуманенной станции стоит паровоз, тускло светятся два огня - и ты тоже входишь. А у Мунка концепции, а у Ходлера я просто не знаю что: ну, пейзаж, перегружен, я бы сказал - не нужен.
Я хотел написать "тот, кто умеет сказать просто, тот лучше". Но осёкся: ну а Шагал? Разве у него просто? Так что нет, не так. Можно и сложно. Можно и перегруженно. Совершенно не обязательно стремиться к минимализму. Это как в музыке: она может быть проста, может быть сложна, но когда она хороша, ты слышишь, зачем она. А когда играют плохо, то первая часть Лунной сонаты становится бУм-бум-бум-бУм-бум-бум-бУм-бум-бум-бУм-бум-бум, бУм-бум-бум-бУм-бум-бум-бУм-бум-бум-бУм-бум-бум... У Моне ничто не нагромождается, но и у Шагала тоже, всё на своём месте, много его или мало. А у Мунка - для меня - всегда что-то слишком. Пережим.

выставки

Previous post Next post
Up