продолжение о Колпашевском Яре

Nov 03, 2015 16:58

Из ФБ нет перепоста в ЖЖ. А просто ссылка, кажется, не работает для тех, у кого нет ФБ. Поэтому я полностью перепощиваю этот пост.  Здесь хорошо сформулирована претензия к Пархоменко, и я теперь лучше понимаю, что я ощущал, когда мне показывали его фильмы: он в прошлом времени чужой, он смотрит глазами исследователя - а живы люди, для которых это часть их жизни. И он делает примерно те же ошибки, которые я видел у американского советолога Смита, когда читал его книгу об СССР.  Это не уменьшает моего уважения к Пархоменко, но хорошо бы он понял эту свою естественную ограниченность, которую нельзя преодолеть - бывает, что чужой опыт не сделать своим.

UPDATE про Пы Говоря про "фильмы Пархоменко", я имел в виду фильмы Парфёнова. Оба на букву Пы. Каюсь, каюсь, каюсь. И не вполне уверен, что даже незачёркнутая часть моих претензий верна. Я больше не буду.
=====================


Возмущения полна. Я прочитала художественный пост уважаемого Сергея Пархоменко, а также некоторые удивительные по своей близорукости комментарии к нему, хотя там же и много вменяемых, что облегчает мое возмущение. Пост о событии, произошедшем в моем городе Колпашеве в 1979 году . Я родилась в этом городе и мне было 8 лет, но я хорошо помню событие, которые окрестили Колпашевский Яр и которое прозвучало на Би-би-си и радио Свобода, как одно из первых публичных свидетельств сталинских репрессий.
Напишу о самом событии более сухо, чем не присутствующий там в то время Сергей. Вкратце, в тот год перед майскими праздниками на Оби обрушилась часть берега, открыв массовое захоронение расстрелянных политзаключенных. Упавшие в воду черепа, подхватили какие-то дети и играли ими. Потом, приехали наряды КГБ (я их называю НКВД, как моя моя бабушка их называет до сих пор) и военные, которые оцепили пристань и после совещаний с высшим начальством, приняли решение уничтожать тела, чтобы скрыть могильник и избежать огласки. Многие тела были мумифицированы, потому что после расстрела пересыпались известью. История ужасна. Но не менее ужасна, на мой взгляд, реакция многих людей сейчас.
Тогда люди в штатском топили тела, привязывая к ним камни. Подогнали к яру пароход, который молотил тела винтами. В общем власть всячески старалась скрыть следы преступлений. "Люди в штатском" были в городе повсюду.
Так вот от чего же меня колбасит? Первое, от изощренно расставленных опытным журналистом акцентов про "жители Колпашева с интересом наблюдали за операцией. Никто не протестовал", про "жители Колпашева продолжали наблюдать за буксирами, молотившими винтами по воде" и "город прожил это лето, в общем, спокойно. Как всегда" и про то, что местные люди участвовали активно в уничтожении тел. Не город, как метафора повсеместного бездействия. И вот какой вывод за этим Сергей делает для непонятливых: "Если кто-то не понял, скажу прямо, что мне в этих событиях кажется примечательным. Это история не про сталинские репрессии, не про большой террор, не про КГБ, не про государственную машину уничтожения.
Это история про советского человека. Про наших сограждан, земляков, братьев и сестер. Про сибирский характер. Про моральный кодекс строителя коммунизма."
Все вроде бы понятно. Не про государственную машину уничтожения, а про нас с вами, вернее, меня и моих земляков. Понятно. Но есть нюансы...
Вот выдержки из моего комментария к его посту.
"Я помню, как оцепили пристань и не подпускали никого близко -- поэтому, когда там кэгэбэшники орудовали наблюдать там было невозможно, потому что всячески пытались пресечь любую огласку. Мы жили на другом конце города -- возле самой тайги. Но все знали, что бригады топили тела и пристань оцеплена военными. Бабушка у меня тогда все дни молилась и причитала. Какие-то местные люди, коммунисты-активисты, наверняка помогали приехавшим бригадам, но были люди, которые пытались похоронить умерших с риском для их собственной жизни. Я не знаю точное количество сотрудников КГБ, которые тогда приехали в наш город, но зачистка в городе была организована профессионально. Мне мой папа, который "враг выполнения сталинского плана животноводства" и сын политзаключенной, проведшей 15 лет в Норильских лагерях, позже рассказывал, что "люди в штатском" были повсюду: по всем предприятиям, учреждениям и школам ходили."
Второй момент -- это некоторые комментарии к посту, сводящиеся к возмутительному "нелюди" не относительно КГБ и коммунистов, а относительно жителей. Одна девушка даже написала, что "эти люди дали такое же безгласное потомство".
Так вот, уважаемые бывшие советские граждане, нынешние россияне и отчалившие, стоявшие тогда реально в сторонке, или гонявшие чаек за чтением самиздата на кухне московской квартирки, или числящиеся по неведению в комсомоле или еще лучше в коммунистической партии, а сейчас полные возмущения и жажды возмездия, ответьте мне на простой вопрос: А чтобы вы сделали в той ситуации 1979 года, будучи в том конкретном городе, оцепленном военными и кэгэбэшниками? Расскажите. Очень интересно послушать.
И вот здесь во мне еще закипел ядовитый сибирский сепаратизм и провинциализм. Назвать сибиряков, большинство которых -- это ссыльные политзаключенные, либо дети ссыльных и раскулаченных, безмолвствующими или спокойно наблюдающими, человеку, родившемуся и живящему в Москве, мне кажется очень и очень некорректным. Ну и людям, которые поспешили написать прекрасные комментарии про "ублюдков" не в отношении КГБ, а в отношении людей отдельное сибирское холодное презрение.
Еще мне очень хочется сказать и Сергею и яростным комментаторам, что все не так ужасно БЫЛО и ЕСТЬ с ЛЮДЬМИ в Советском Союзе и России. Были люди, которые не вступали в коммунистическую партию, но не выходили открыто на улицы тогда, находясь во внутренней эмиграции многие годы. Были люди, которые приносили тайком цветы к могильнику Колпашевского Яра, и кто тайно хоронил найденные тела. Были сидевшие, но конечно, были и надзирающие. Так вот, сейчас многие решили превратиться в надзирающих за чужой жизнью и, конечно, осуждающих. Что-то мне как-то советскимсоюзом в нос ударило. И вот увеличительное стекло надзиратели направляют непременно на поиск говна. Что тогда, что сейчас. Ну а на что смотрим -- то и имеем. Да, безмолвное большинство ужасно тогда, оно ужасно сейчас и всегда, как и разъяренная толпа страшна. В чем рецепт? Вы хотите сказать, что отдельный человек сильнее системы? Что вы хотите от тех людей? Что вы хотите от ваших современников?
Мой взгляд сейчас издалека. Я не езжу каждое утро в Московском метро, поэтому не объективна в отношении России. Но, когда я приезжаю хотя бы в том же самый Колпашево, умирающий, кстати, не по причине людей, а по причине "государственной машины уничтожения", то я встречаю прекрасных участливых людей. Их и в комментариях к посту много, но почему же лучше педалировать на аморальных "строителей коммунизма". Это две полярных точки зрения на жизнь. Два способа творить свой мир. Можно писать о бесчувственных зеваках, глазеющих на жертв автокатастроф или террактов, а можно поддерживать людей, создающих, например, социальные фонды помощи старикам, больным, детям. Их много таких удивительных людей. Они не идут грудью на автоматы на площадях, протестуя против режима. Их меньше, чем безмолвствующая толпа. Но только потому что есть эти люди, я никогда не скажу, что все люди в России -- "нелюди" и советские люди -- быдло. И только потому, что в том моем детстве, были люди, которые сопереживали расстрелянным, я не позволю говорить о моих земляках неуважительно даже самым уважаемым зеваками людям.
Вот так длинно получилось. Без выводов.

Nadia Taiga

UPDATE  Мне указали, что в оригинале поста (в ФБ Нади Тайги) после слов "Без выводов" идёт ещё вот что:
Вот здесь (спасибо Alexey Orlov) более адекватное описание случившегося в Колпашеве в 1979 году
UPD: а за напоминание о произошедшем, конечно, Сергею спасибо.

Я не думаю, что это существенно, потому что благодарность в отношении Пархоменко и так очевидна, а вот критика - вполне конструктивна, но добавил.

ближняя история, Гулаг

Previous post Next post
Up